Описание метода:

Недостатком мозгового штурма является то, что не удается полностью реализовать идею разделения генерации идей и их оценки. Во время генерации присутствует скрытая критика, члены группы побаиваются и стесняются друг друга. Эти недостатки устранены в синектике (автор – У. Гордон).

Суть метода синектики – организованный мозговой штурм постоянной группой. При этом сохраняются и свободная генерация идей, и необходимая для развития критика. Участники группы привыкают друг к другу, не боятся критики от своих, накапливают опыт решения проблем. Также длительная совместная работа придает порядок процессу решения задачи при сохранении присущей мозговому штурму стихийности.

 

В основе синектики лежат следующие идеи:

- творчество познаваемо; изучение описания творческого процесса м.б. использовано для его оптимизации;

- творческий процесс отдельного человека аналогичен творческому процессу коллектива людей;

- иррациональная, подсознательная стадия творчества важнее рациональной;

- в скрытом, «дремлющем» состоянии человека находится гораздо больше творческих способностей, чем это обычно предполагают;

- эти способности можно активизировать и стимулировать.

Синектика опирается на следующее наблюдение: умственная деятельность активизируется в новой обстановке. Действительно, ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от конкретных условий решаемой задачи (с традиционным подходом к решению, т.е. с инерцией мышления) и требует от него решения другой задачи, подобной данной, что без инерции получается легче.

Короче говоря, для творчество нужно умение представлять непривычное привычным и, наоборот, привычное – непривычным.

 

Для этого в синектике используются аналогии.

Аналогия – это перенос признаков с объекта на объект основании сходства объектов в чем-то. Сходство определяется количеством общих признаков и степенью существенности (по выполняемой функции, по решаемой проблеме) этих признаков.

По аналогии рассуждают так:

1) Если объект А имеет признаки а, b, c, d, а объект В имеет признаки а, b, c, то, возможно объект В тоже имеет признак d.

2) Если объект А подобен объекту С, объект В подобен объекту D и между объектами А и В есть связь Т, то, возможно между объектами С и D тоже есть связь Т.

 

Заключения по аналогии только вероятно истинны, даже если истинны исходные утверждения. Ошибки могут быть вызваны тем, что:

1) несущественны признаки, взятые для основания аналогии;

2) переносимый признак не связан с признаками, взятыми для основания аналогии.

 

Повысить истинность заключений по аналогии можно:

1) увеличивая число общих признаков

2) выбирая для основания аналогии признаки, существенные для проблемы или функции;

3) если общие признаки всесторонне охватывают сравниваемые объекты;

4) если переносимый признак принадлежит к той же группе, что и признаки, взятые для основания;

5) учитывая и сходство, и различие объектов.

 

В синектике используются следующие аналогии:

- прямая – перенос свойств и конструкций с любых похожих, подобных объектов или процессов из природы, из другой области техники, из области культуры;

- личная (эмпатия) – изменение точки зрения на проблему путем отождествления себя с объектом, вхождения в его образ; при этом, не зная механизма возникновения конфликта, принципа действия исходной системы, можно получить структуру решения за счет активизации своего человеческого инстинктивного опыта.

- символическая – создание образа, символа; формулировка краткого парадоксального описания, отражающего суть объекта или ситуации;

- фантастическая – изложение задачи в виде сказки; идеальное представление, решение с помощью «волшебного» средства. Не стоит отказываться от желания получить именно то, что необходимо, без недостатков. Прием фантазии представляет собой размышление над решениями, в которых используются нереальные или сверхъестественные способы. При этом происходит переформулировка исходной задачи в новую – как осуществить этот нереальный способ. И часто оказывается, что такой способ осуществим.

 

Часто задачедатель неправильно ставит задачу, поскольку описывает нежелательный эффект, а конфликт, который нужно устранить, находится в другом месте и в другой системе. Работа с иходной постановкой задачи подталкивают к неверному направлению.

Поэтому решения начинают с уяснения задачи: переходят от проблемы, как она дана (ПКД), к проблеме, как она понята (ПКП).

 

Также важна роль руководителя группы, который призывает к использованию аналогий или приемов, стимулирует генерацию или развитие идей.

 

В синектике ведутся записи реального хода решения, которые потом изучаются. К сожалению, все внимание сосредотачивается на действиях человека, без учета закономерностей развития техники.

 

Инструкция

1. Записать проблему «как она дана».

2. Переформулировать проблему к виду «как она понята».

3. Начать генерацию идей, используя «Стимулятор» из метода МШ и четыре вида аналогии. Зафиксировать полученные идеи.

4. Сделать перерыв, отвлечься от проблемы (м.б. даже на несколько дней).

5. Оценить все полученные идеи на предмет вероятности их осуществления. Обобщить каждую идею, выделить принцип действия.

6. Развить все полученные идеи – что нужно сделать, чтобы идея стала вероятной?

7. Отобрать самые простые и экономичные идеи.

 

Порядок использования прямой аналогии:

1. Записать для объекта принцип действия, выполняемые функции и конструктивные особенности.

2. Определить для объекта ведущую область техники (идеальное выполнение функции; высокая эффективность при минимуме затрат; высокие темпы развития).

3. Выбрать объект из ведущей области с помощью аналогии свойств или отношений.

4. Воспроизвести в своей области принципы действия и конструкцию объекта из ведущей области на тех ресурсах, что есть. Сформулировать соответствующие задачи.

5. При необходимости согласовать изменения объекта со своей областью деятельности, т.е. решить вторичные изобретательские задачи.

 

Порядок использования личной аналогии:

1. Представить себя объектом – поставить в соответствие частям тела части объекта.

2. Представить, как объект выполняет свою функцию, отметить возникающие ощущения.

3. Представить, как тело, организм реагирует на функционирование объекта, перенести эти реакции на объект.

 

Порядок получения символической аналогии (см. работы Л. И. Шрагиной, ссылка - http://triz.natm.ru/articles/shrag004.htm):

1. Дать краткую характеристику выбранного объекта.

2. Записать в столбик существенные признаки объекта.

3. Подобрать к ним антонимы.

4. Применить антонимы к объекту для получения парадоксальной конструкции из двух слов.

5. Связно соединить признаки и их антонимы в конструкцию из двух слов.

6. Привязать конструкции к конкретным объектам (объяснить). Развить полученное.

 

Порядок получения фантастической аналогии:

1. Описать объект, выбрать его хорошие и плохие качества.

2. Представить ситуацию, когда все хорошее осталось, а плохое исчезло (идеальный результат или действие волшебного средства).

3. Попытаться осуществить это состояние.

 

Пример:

Прямая аналогия для задачи защиты гидротехнических сооружений – почему камни, покрытые водорослями, не разрушаются.

 

Символическая аналогия – «Оптимистическая трагедия»