Конвейерная и суперскалярная обработка

Параллелизм на уровне выполнения команд, планирование загрузки конвейера и методика разворачивания циклов

В предыдущем разделе мы рассмотрели средства конвейеризации, которые обеспечивают совмещенный режим выполнения команд, когда они являются независимыми друг от друга. Это потенциальное совмещение выполнения команд называется параллелизмом на уровне команд. В данном разделе мы рассмотрим ряд методов развития идей конвейеризации, основанных на увеличении степени параллелизма, используемой при выполнении команд. Мы начнем с рассмотрения методов, позволяющих снизить влияние конфликтов по данным и по управлению, а затем вернемся к теме расширения возможностей процессора по использованию параллелизма, заложенного в программах.

Для начала запишем выражение, определяющее среднее количество тактов для выполнения команды в конвейере:

CPI конвейера = CPI идеального конвейера +

           +  Приостановки из-за структурных конфликтов +
           +  Приостановки из-за  конфликтов  типа  RAW +
           +  Приостановки из-за конфликтов типа  WAR   +
           +  Приостановки из-за  конфликтов  типа  WAW +
           +  Приостановки из-за конфликтов по управлению

CPI идеального конвейера есть не что иное, как максимальная пропускная способность, достижимая при реализации. Уменьшая каждое из слагаемых в правой части выражения, мы минимизируем общий CPI конвейера и таким образом увеличиваем пропускную способность команд. Это выражение позволяет также охарактеризовать различные методы, которые будут рассмотрены в этой главе, по тому компоненту общего CPI, который соответствующий метод уменьшает. На рисунке 23 показаны некоторые методы, которые будут рассмотрены, и их воздействие на величину CPI.

Прежде, чем начать рассмотрение этих методов, необходимо определить концепции, на которых эти методы построены.

Параллелизм уровня команд: зависимости и конфликты по данным

Все рассматриваемые в этой главе методы используют параллелизм, заложенный в последовательности команд. Как мы установили выше этот тип параллелизма называется параллелизмом уровня команд или ILP. Степень параллелизма, доступная внутри базового блока (линейной последовательности команд, переходы из вне которой разрешены только на ее вход, а переходы внутри которой разрешены только на ее выход) достаточно мала. Например, средняя частота переходов в целочисленных программах составляет около 16%. Это означает, что в среднем между двумя переходами выполняются примерно пять команд. Поскольку эти пять команд возможно взаимозависимые, то степень перекрытия, которую мы можем использовать внутри базового блока, возможно будет меньше чем пять. Чтобы получить существенное улучшение производительности, мы должны использовать параллелизм уровня команд одновременно для нескольких базовых блоков.

Метод

Снижает

Разворачивание циклов

Приостановки по управлению

Базовое планирование конвейера

Приостановки RAW

Динамической планирование с централизованной схемой управления

Приостановки RAW

Динамическое планирование с переименованием регистров

Приостановки WAR и WAW

Динамическое прогнозирование переходов

Приостановки по управлению

Выдача нескольких команд в одном такте

Идеальный CPI

Анализ зависимостей компилятором

Идеальный CPI и приостановки по данным

Программная конвейеризация и планирование трасс

Идеальный CPI и приостановки по данным

Выполнение по предположению

Все приостановки по данным и управлению

Динамическое устранение неоднозначности памяти

Приостановки RAW, связанные с памятью

Рис. 23.

Самый простой и общий способ увеличения степени параллелизма, доступного на уровне команд, является использование параллелизма между итерациями цикла. Этот тип параллелизма часто называется параллелизмом уровня итеративного цикла. Ниже приведен простой пример цикла, выполняющего сложение двух 1000-элементных векторов, который является полностью параллельным:

for (i = 1; i <= 1000; i = i + 1)

x[i] = x[i] + y[i];

Каждая итерация цикла может перекрываться с любой другой итерацией, хотя внутри каждой итерации цикла практическая возможность перекрытия небольшая.

Имеется несколько методов для превращения такого параллелизма уровня цикла в параллелизм уровня команд. Эти методы основаны главным образом на разворачивании цикла либо статически, используя компилятор, либо динамически с помощью аппаратуры. Ниже в этом разделе мы рассмотрим подробный пример разворачивания цикла.

Важным альтернативным методом использования параллелизма уровня команд является использование векторных команд. По существу векторная команда оперирует с последовательностью элементов данных. Например, приведенная выше последовательность на типичной векторной машине может быть выполнена с помощью четырех команд: двух команд загрузки векторов x и y из памяти, одной команды сложения двух векторов и одной команды записи вектора-результата. Конечно, эти команды могут быть конвейеризованными и иметь относительно большие задержки выполнения, но эти задержки могут перекрываться. Векторные команды и векторные машины заслуживают отдельного рассмотрения, которое выходит за рамки данного курса. Хотя разработка идей векторной обработки предшествовала появлению большинства методов использования параллелизма, которые рассматриваются в этой главе, машины, использующие параллелизм уровня команд постепенно заменяют машины, базирующиеся на векторной обработке. Причины этого сдвига технологии обсуждаются более детально позже в данном курсе.

Основы планирования загрузки конвейера и разворачивание циклов

Для поддержания максимальной загрузки конвейера должен использоваться параллелизм уровня команд, основанный на выявлении последовательностей несвязанных команд, которые могут выполняться в конвейере с совмещением. Чтобы избежать приостановки конвейера зависимая команда должна быть отделена от исходной команды на расстояние в тактах, равное задержке конвейера для этой исходной команды. Способность компилятора выполнять подобное планирование зависит как от степени параллелизма уровня команд, доступного в программе, так и от задержки функциональных устройств в конвейере. В рамках этой главы мы будем предполагать задержки, показанные на рисунке 24, если только явно не установлены другие задержки. Мы предполагаем, что условные переходы имеют задержку в один такт, так что команда следующая за командой перехода не может быть определена в течение одного такта после команды условного перехода. Мы предполагаем, что функциональные устройства полностью конвейеризованы или дублированы (столько раз, какова глубина конвейера), так что операция любого типа может выдаваться для выполнения в каждом такте и структурные конфликты отсутствуют.

Команда, вырабатывающая результат

Команда, использующая
результат

Задержка в тактах

Операция АЛУ с ПТ

Другая операция АЛУ с ПТ

3

Операция АЛУ с ПТ

Запись двойного слова

2

Загрузка двойного слова

Другая операция АЛУ с ПТ

1

Загрузка двойного слова

Запись двойного слова

0

Рис. 24.

В данном коротком разделе мы рассмотрим вопрос о том, каким образом компилятор может увеличить степень параллелизма уровня команд путем разворачивания циклов. Для иллюстрации этих методов мы будем использовать простой цикл, который добавляет скалярную величину к вектору в памяти; это параллельный цикл, поскольку зависимость между итерациями цикла отсутствует. Мы предполагаем, что первоначально в регистре R1 находится адрес последнего элемента вектора (например, элемент с наибольшим адресом), а в регистре F2 - скалярная величина, которая должна добавляться к каждому элементу вектора. Программа для машины, не рассчитанная на использование конвейера, будет выглядеть примерно так:

Loop:   LD    F0,0(R1)        ;F0=элемент вектора

      ADDD  F4,F0,F2        ;добавляет скаляр из F2
      SD    0(R1),F4        ;запись результата
      SUBI  R1,R1,#8        ;пересчитать указатель
                            ;8 байт (в двойном слове)
      BNEZ  R1, Loop        ;переход R1!=нулю

Для упрощения мы предполагаем, что массив начинается с ячейки 0. Если бы он находился в любом другом месте, цикл потребовал бы наличия одной дополнительной целочисленной команды для выполнения сравнения с регистром R1.

Рассмотрим работу этого цикла при выполнении на простом конвейере с задержками, показанными на рисунке 24.

Если не делать никакого планирования, работа цикла будет выглядеть следующим образом:

                    Такт выдачи

Loop:   LD    F0,0(R1)   1
       приостановка     2
       ADDD  F4,F0,F2   3
       приостановка     4
       приостановка     5
       SD    0(R1),F4   6
       SUBI  R1,R1,#8   7
       BNEZ  R1,Loop    8
       приостановка     9

Для его выполнения потребуется 9 тактов на итерацию: одна приостановка для команды LD, две для команды ADDD, и одна для задержанного перехода. Мы можем спланировать цикл так, чтобы получить

 Loop: LD    F0,0(R1)                                     1

       приостановка                                       2
       ADDD  F4,F0,F2                                     3
       SUBI  R1,R1,#8                                     4
       BNEZ  R1,Loop  ;задержанный переход                5
       SD    8(R1),F4 ;команда изменяется, когда          6
                      ;меняется местами с командой SUB1

Время выполнения уменьшилось с 9 до 6 тактов.

Заметим, что для планирования задержанного перехода компилятор должен определить, что он может поменять местами команды SUB1 и SD путем изменения адреса в команде записи SD: Адрес был равен 0(R1), а теперь равен 8(R1). Это не тривиальная задача, поскольку большинство компиляторов будут видеть, что команда SD зависит от SUB1, и откажутся от такой перестановки мест. Более изощренный компилятор смог бы рассчитать отношения и выполнить перестановку. Цепочка зависимостей от команды LD к команде ADDD и далее к команде SD определяет количество тактов, необходимое для данного цикла.

В вышеприведенном примере мы завершаем одну итерацию цикла и выполняем запись одного элемента вектора каждые 6 тактов, но действительная работа по обработке элемента вектора отнимает только 3 из этих 6 тактов (загрузка, сложение и запись). Оставшиеся 3 такта составляют накладные расходы на выполнение цикла (команды SUB1, BNEZ и приостановка). Чтобы устранить эти три такта нам нужно иметь больше операций в цикле относительно числа команд, связанных с накладными расходами. Одним из наиболее простых методов увеличения числа команд по отношению к команде условного перехода и команд, связанных с накладными расходами, является разворачивание цикла. Такое разворачивание выполняется путем многократной репликации (повторения) тела цикла и коррекции соответствующего кода конца цикла.

Разворачивание циклов может также использоваться для улучшения планирования. В этом случае, мы можем устранить приостановку, связанную с задержкой команды загрузки путем создания дополнительных независимых команд в теле цикла. Затем компилятор может планировать эти команды для помещения в слот задержки команды загрузки. Если при разворачивании цикла мы просто реплицируем команды, то результирующие зависимости по именам могут помешать нам эффективно спланировать цикл. Таким образом, для разных итераций хотелось бы использовать различные регистры, что увеличивает требуемое число регистров.

Представим теперь этот цикл развернутым так, что имеется четыре копии тела цикла, предполагая, что R1 первоначально кратен 4. Устраним при этом любые очевидные излишние вычисления и не будем пользоваться повторно никакими регистрами.

Ниже приведен результат, полученный путем слияния команд SUB1 и выбрасывания ненужных операций BNEZ, которые дублируются при разворачивании цикла.

Loop:   LD    F0,0(R1)

      ADDD  F4,F0,F2
      SD    0(R1),F4    ;выбрасывается SUB1 и BNEZ
      LD    F6,-8(R1)
      ADDD  F8,F6,F2
      SD    -8(R1),F8   ;выбрасывается SUB1 и BNEZ
      LD    F10,-16(R1)
      ADDD  F12,F10,F2
      SD    -16(R1),F12 ;выбрасывается SUB1 и BNEZ
      LD    F14,-24(R1)
      ADDD  F16,F14,F2
      SD    -24(R1),F16
      SUB1  R1,R1,#32
      BNEZ  R1, Loop

Мы ликвидировали три условных перехода и три операции декрементирования R1. Адреса команд загрузки и записи были скорректированы так, чтобы позволить слить команды SUB1 в одну команду по регистру R1. При отсутствии планирования за каждой командой здесь следует зависимая команда и это будет приводить к приостановкам конвейера. Этот цикл будет выполняться за 27 тактов (на каждую команду LD потребуется 2 такта, на каждую команду ADDD - 3, на условный переход - 2 и на все другие команды 1 такт) или по 6.8 такта на каждый из четырех элементов. Хотя эта развернутая версия в такой редакции медленнее, чем оптимизированная версия исходного цикла, после оптимизации самого развернутого цикла ситуация изменится. Обычно разворачивание циклов выполняется на более ранних стадиях процесса компиляции, так что избыточные вычисления могут быть выявлены и устранены оптимизатором.

В реальных программах мы обычно не знаем верхней границы цикла. Предположим, что она равна n и мы хотели бы развернуть цикл так, чтобы иметь k копий тела цикла. Вместо единственного развернутого цикла мы генерируем пару циклов. Первый из них выполняется (n mod k) раз и имеет тело первоначального цикла. Развернутая версия цикла окружается внешним циклом, который выполняется (n div k) раз.

В вышеприведенном примере разворачивание цикла увеличивает производительность этого цикла путем устранения команд, связанных с накладными расходами цикла, хотя оно заметно увеличивает размер программного кода. Насколько увеличится производительность, если цикл будет оптимизироваться?

Ниже представлен развернутый цикл из предыдущего примера после оптимизации.

Loop:   LD    F0,0(R1)

      LD    F6,-8(R1)
      LD    F10,-16(R1)
      LD    F14,-24(R1)
      ADDD  F4,F0,F2
      ADDD  F8,F6,F2
      ADDD  F12,F10,F2
      ADDD  F16,F14,F2
      SD    0(R1),F4
      SD    -8(R1),F8
      SD    -16(R1),F12
      SUB1  R1,R1,#32
      BNEZ  R1, Loop
      SD    8(R1),F16    ; 8 - 32 = -24

Время выполнения развернутого цикла снизилось до 14 тактов или до 3.5 тактов на элемент, по сравнению с 6.8 тактов на элемент до оптимизации, и по сравнению с 6 тактами при оптимизации без разворачивания цикла.

Выигрыш от оптимизации развернутого цикла даже больше, чем от оптимизации первоначального цикла. Это произошло потому, что разворачивание цикла выявило больше вычислений, которые могут быть оптимизированы для минимизации приостановок конвейера; приведенный выше программный код выполняется без приостановок. При подобной оптимизации цикла необходимо осознавать, что команды загрузки и записи являются независимыми и могут чередоваться. Анализ зависимостей по данным позволяет нам определить, являются ли команды загрузки и записи независимыми.

Разворачивание циклов представляет собой простой, но полезный метод увеличения размера линейного кодового фрагмента, который может эффективно оптимизироваться. Это преобразование полезно на множестве машин от простых конвейеров, подобных рассмотренному ранее, до суперскалярных конвейеров, которые обеспечивают выдачу для выполнения более одной команды в такте. В следующем разделе рассмотрены методы, которые используются аппаратными средствами для динамического планирования загрузки конвейера и сокращения приостановок из-за конфликтов типа RAW, аналогичные рассмотренным выше методам компиляции.

Устранение зависимостей по данным и механизмы динамического планирования

Основная идея динамической оптимизации

Главным ограничением методов конвейерной обработки, которые мы рассматривали ранее, является выдача для выполнения команд строго в порядке, предписанном программой: если выполнение какой-либо команды в конвейере приостанавливалось, следующие за ней команды также приостанавливались. Таким образом, при наличии зависимости между двумя близко расположенными в конвейере командами возникала приостановка обработки многих команд. Но если имеется несколько функциональных устройств, многие из них могут оказаться незагруженными. Если команда j зависит от длинной команды i, выполняющейся в конвейере, то все команды, следующие за командой j должны приостановиться до тех пор, пока команда i не завершится и не начнет выполняться команда j. Например, рассмотрим следующую последовательность команд:

DIVD  F0,F2,F4

ADDD  F10,F0,F8
SUBD  F8,F8,F14

Команда SUBD не может выполняться из-за того, что зависимость между командами DIVD и ADDD привела к приостановке конвейера. Однако команда SUBD не имеет никаких зависимостей от команд в конвейере. Это ограничение производительности, которое может быть устранено снятием требования о выполнении команд в строгом порядке.

В рассмотренном нами конвейере структурные конфликты и конфликты по данным проверялись во время стадии декодирования команды (ID). Если команда могла нормально выполняться, она выдавалась с этой ступени конвейера в следующие. Чтобы позволить начать выполнение команды SUBD из предыдущего примера, необходимо разделить процесс выдачи на две части: проверку наличия структурных конфликтов и ожидание отсутствия конфликта по данным. Когда мы выдаем команду для выполнения, мы можем осуществлять проверку наличия структурных конфликтов; таким образом, мы все еще используем упорядоченную выдачу команд. Однако мы хотим начать выполнение команды как только станут доступными ее операнды. Таким образом, конвейер будет осуществлять неупорядоченное выполнение команд, которое означает и неупорядоченное завершение команд.

Неупорядоченное завершение команд создает основные трудности при обработке исключительных ситуаций. В рассматриваемых в данном разделе машинах с динамическим планированием потока команд прерывания будут неточными, поскольку команды могут завершиться до того, как выполнение более ранней выданной команды вызовет исключительную ситуацию. Таким образом, очень трудно повторить запуск после прерывания. Вместо того, чтобы рассматривать эти проблемы в данном разделе, мы обсудим возможные решения для реализации точных прерываний позже в контексте машин, использующих планирование по предположению.

Чтобы реализовать неупорядоченное выполнение команд, мы расщепляем ступень ID на две ступени:

  1. Выдача - декодирование команд, проверка структурных конфликтов.
  2. Чтение операндов - ожидание отсутствия конфликтов по данным и последующее чтение операндов.

Затем, как и в рассмотренном нами конвейере, следует ступень EX. Поскольку выполнение команд ПТ может потребовать нескольких тактов в зависимости от типа операции, мы должны знать, когда команда начинает выполняться и когда заканчивается. Это позволяет нескольким командам выполняться в один и тот же момент времени. В дополнение к этим изменениям структуры конвейера мы изменим и структуру функциональных устройств, варьируя количество устройств, задержку операций и степень конвейеризации функциональных устройств так, чтобы лучше использовать эти методы конвейеризации.

Динамическая оптимизация с централизованной схемой обнаружения конфликтов

В конвейере с динамическим планированием выполнения команд все команды проходят через ступень выдачи строго в порядке, предписанном программой (упоря-доченная выдача). Однако они могут приостанавливаться и обходить друг друга на второй ступени (ступени чтения операндов) и тем самым поступать на ступени выполнения неупорядочено. Централизованная схема обнаружения конфликтов представляет собой метод, допускающий неупорядоченное выполнение команд при наличии достаточных ресурсов и отсутствии зависимостей по данным. Впервые подобная схема была применена в компьютере CDC 6600.

Прежде чем начать обсуждение возможности применения подобных схем, важно заметить, что конфликты типа WAR, отсутствующие в простых конвейерах, могут появиться при неупорядоченном выполнении команд. В ранее приведенном примере регистром результата для команды SUBD является регистр R8, который одновременно является источником операнда для команды ADDD. Поэтому здесь между командами ADDD и SUBD имеет место антизависимость: если конвейер выполнит команду SUBD раньше команды ADDD, он нарушит эту антизависимость. Этот конфликт WAR можно обойти, если выполнить два правила: (1) читать регистры только во время стадии чтения операндов и (2) поставить в очередь операцию ADDD вместе с копией ее операндов. Чтобы избежать нарушений зависимостей по выходу конфликты типа WAW (например, это могло произойти, если бы регистром результата команды SUBD была бы регистр F10) все еще должны обнаруживаться. Конфликты типа WAW могут быть устранены с помощью приостановки выдачи команды, регистр результата которой совпадает с уже используемым в конвейере.

Задачей централизованной схемы обнаружения конфликтов является поддержание выполнения команд со скоростью одна команда за такт (при отсутствии структурных конфликтов) посредством как можно более раннего начала выполнения команд. Таким образом, когда команда в начале очереди приостанавливается, другие команды могут выдаваться и выполняться, если они не зависят от уже выполняющейся или приостановленной команды. Централизованная схема несет полную ответственность за выдачу и выполнение команд, включая обнаружение конфликтов. Подобное неупорядоченное выполнение команд требует одновременного нахождения нескольких команд на стадии выполнения. Этого можно достигнуть двумя способами: реализацией в процессоре либо множества неконвейерных функциональных устройств, либо путем конвейеризации всех функциональных устройств. Обе эти возможности по сути эквивалентны с точки зрения организации управления. Поэтому предположим, что в машине имеется несколько неконвейерных функциональных устройств.

Рис. 25. Централизованная схема управления

Машина CDC 6600 имела 16 отдельных функциональных устройств (4 устройства для операций с плавающей точкой, 5 устройств для организации обращений к основной памяти и 7 устройств для целочисленных операций). В нашем случае централизованная схема обнаружения конфликтов имеет смысл только для устройства плавающей точки. Предположим, что имеются два умножителя, один сложитель, одно устройство деления и одно целочисленное устройство для всех операций обращения к памяти, переходов и целочисленных операций. Хотя устройств в этом примере гораздо меньше, чем в CDC 6600, он достаточно мощный для демонстрации основных принципов работы. Поскольку как наша машина, так и CDC 6600 являются машинами с операциями регистр-регистр (операциями загрузки/записи), в обеих машинах методика практически одинаковая. На рисунке 25 показана подобная машина.

Каждая команда проходит через централизованную схему обнаружения конфликтов, которая определяет зависимости по данным; этот шаг соответствует стадии выдачи команд и заменяет часть стадии ID в нашем конвейере. Эти зависимости определяют затем моменты времени, когда команда может читать свои операнды и начинать выполнение операции. Если централизованная схема решает, что команда не может немедленно выполняться, она следит за всеми изменениями в аппаратуре и решает, когда команда сможет выполняться. Эта же централизованная схема определяет также когда команда может записать результат в свой регистр результата. Таким образом, все схемы обнаружения и разрешения конфликтов здесь выполняются устройством центрального управления.

Каждая команда проходит четыре стадии своего выполнения. (Поскольку в данный момент мы интересуемся операциями плавающей точки, мы не рассматриваем стадию обращения к памяти). Рассмотрим эти стадии сначала неформально, а затем детально рассмотрим как централизованная схема поддерживает необходимую информацию, которая определяет обработку при переходе с одной стадии на другую. Следующие четыре стадии заменяют стадии ID, EX и WB в стандартном конвейере:

  1. Выдача. Если функциональное устройство, необходимое для выполнения команды, свободно и никакая другая выполняющаяся команда не использует тот же самый регистр результата, централизованная схема выдает команду в функциональное устройство и обновляет свою внутреннюю структуру данных. Поскольку никакое другое работающее функциональное устройство не может записать результат в регистр результата нашей команды, мы гарантируем, что конфликты типа WAW не могут появляться. Если существует структурный конфликт или конфликт типа WAW, выдача команды блокируется и никакие следующие команды не будут выдаваться на выполнение до тех пор, пока эти конфликты существуют. Эта стадия заменяет часть стадии ID в нашем конвейере.
  2. Чтение операндов. Централизованная схема следит за возможностью выборки источников операндов для соответствующей команды. Операнд-источник доступен, если отсутствует выполняющаяся команда, которая записывает результат в этот регистр или если в данный момент времени в регистр, содержащий операнд, выполняется запись из работающего функционального устройства. Если операнды-источники доступны, централизованная схема сообщает функциональному устройству о необходимости чтения операндов из регистров и начале выполнения операции. Централизованная схема разрешает конфликты RAW на этой стадии динамически и команды могут посылаться для выполнения не в порядке, предписанном программой. Эта стадия, совместно со стадией выдачи, завершает работу стадии ID простого конвейера.
  3. Выполнение. Функциональное устройство начинает выполнение операции после получения операндов. Когда результат готов оно уведомляет централизованную схему управления о том, что оно завершило выполнение операции. Эта стадия заменяет стадию EX и занимает несколько тактов в рассмотренном ранее конвейере.
  4. Запись результата. Когда централизованная схема управления узнает о том, что функциональное устройство завершило выполнение операции, она проверяет существование конфликта типа WAR. Конфликт типа WAR существует, если имеется последовательность команд, аналогичная представленной в нашем примере с командами ADDF и SUBF. В том примере мы имели следующую последовательность команд:
DIVF F0,F2,F4

ADDF F10,F0,F8
SUBF F8,F8,F14

Команда ADDF имеет операнд-источник F8, который является тем же самым регистром, что и регистр результата команды SUBF. Но в действительности команда ADDF зависит от предыдущей команды. Централизованная схема управления будет блокировать выдачу команды SUBF до тех пор, пока команда ADDF не прочитает свои операнды. Тогда в общем случае завершающейся команде не разрешается записывать свои результаты если:

Если этот конфликт типа WAR не существует, централизованная схема управления сообщает функциональному устройству о необходимости записи результата в регистр назначения. Эта стадия заменяет стадию WB в простом конвейере.

Основываясь на своей собственной структуре данных, централизованная схема управления управляет продвижением команды с одной ступени на другую взаимодействуя с функциональными устройствами. Но имеется небольшое усложнение: в регистровом файле имеется только ограниченное число магистралей для операндов-источников и магистралей для записи результата. Централизованная схема управления должна гарантировать, что количество функциональных устройств, которым разрешено продолжать работу на ступенях 2 и 4 не превышает числа доступных шин. Мы не будем вдаваться в дальнейшие подробности и упомянем лишь, что CDC 6600 решала эту проблему путем объединения 16 функциональных устройств друг с другом в четыре группы и поддержки для каждой группы устройств набора шин, называемых магистралями данных (data trunks). Только одно устройство в группе могло читать операнды или записывать свой результат в течение одного такта.

Интересным вопросом является стоимость и преимущества централизованного управления. Разработчики CDC 6600 оценивают улучшение производительности для программ на Фортране в 1.7 раза, а для вручную запрограммированных на языке ассемблера программ в 2.5 раза. Однако эти оценки делались в то время, когда отсутствовали программные средства планирования загрузки конвейера, полупроводниковая основная память и кэш-память (с малым временем доступа). Централизованная схема управления CDC 6600 имела примерно столько же логических схем, что и одно из функциональных устройств, что на удивление мало. Основная стоимость определялась большим количеством шин (магистралей) - примерно в четыре раза больше по сравнению с машиной, которая выполняла бы команды в строгом порядке, заданном программой.

Централизованная схема управления не обрабатывает несколько ситуаций. Например, когда команда записывает свой результат, зависимая команда в конвейере должна дожидаться разрешения обращения к регистровому файлу, поскольку все результаты всегда записываются в регистровый файл и никогда не используется методика "ускоренной пересылки". Это увеличивает задержку и ограничивает возможность инициирования нескольких команд, ожидающих результата. Что касается CDC 6600, то конфликты типа WAW являются очень редкими, так что приостановки, которые они вызывают, возможно не являются существенными. Однако в следующем разделе мы увидим, что динамическое планирование дает возможность совмещенного выполнения нескольких итераций цикла. Чтобы это делать эффективно, требуется схема обработки конфликтов типа WAW, которые вероятно увеличиваются по частоте при совмещении выполнения нескольких итераций.

Другой подход к динамическому планированию - алгоритм Томасуло

Другой подход к параллельному выполнению команд при наличии конфликтов был использован в устройстве плавающей точки в машине IBM 360/91. Эта схема приписывается Р. Томасуло и названа его именем. Разработка IBM 360/91 была завершена спустя три года после выпуска CDC 6600, прежде чем кэш-память появилась в коммерческих машинах. Задачей IBM было достижение высокой производительности на операциях с плавающей точкой, используя набор команд и компиляторы, разработанные для всего семейства 360, а не только для приложений с интенсивным использованием плавающей точки. Архитектура 360 предусматривала только четыре регистра плавающей точки двойной точности, что ограничивало эффективность планирования кода компилятором. Этот факт был другой мотивацией подхода Томасуло. Наконец, машина IBM 360/91 имела большое время обращения к памяти и большие задержки выполнения операций плавающей точки, преодолеть которые и был призван разработанный Томасуло алгоритм. В конце раздела мы увидим, что алгоритм Томасуло может также поддерживать совмещенное выполнение нескольких итераций цикла.

Мы поясним этот алгоритма на примере устройства ПТ. Основное различие между нашим конвейером ПТ и конвейером машины IBM/360 заключается в наличии в последней машине команд типа регистр-память. Поскольку алгоритм Томасуло использует функциональное устройство загрузки, не требуется значительных изменений, чтобы добавить режимы адресации регистр-память; основное добавление - другая шина. IBM 360/91 имела также конвейерные функциональные устройства, а не несколько функциональных устройств. Единственное отличие между ними заключается в том, что конвейерное функциональное устройство может начинать выполнение только одной операции в каждом такте. Поскольку реально отсутствуют фундаментальные отличия, мы описываем алгоритм, как если бы имели место несколько функциональных устройств. IBM 360/91 могла выполнять одновременно три операции сложения ПТ и две операции умножения ПТ. Кроме того, в процессе выполнения могли находиться до 6 операций загрузки ПТ, или обращений к памяти, и до трех операций записи ПТ. Для реализации этих функций использовались буфера данных загрузки и буфера данных записи. Хотя мы не будем обсуждать устройства загрузки и записи, необходимо добавить буфера для операндов.

Схема Томасуло имеет много общего со схемой централизованного управления CDC 6600, однако имеются и существенные отличия. Во-первых, обнаружение конфликтов и управление выполнением являются распределенными - станции резервирования (reservation stations) в каждом функциональном устройстве определяют, когда команда может начать выполняться в данном функциональном устройстве. В CDC 6600 эта функция централизована. Во-вторых, результаты операций посылаются прямо в функциональные устройства, а не проходят через регистры. В IBM 360/91 имеется общая шина результатов операций (которая называется общей шиной данных (common data bus - CDB)), которая позволяет производить одновременную загрузку всех устройств, ожидающих операнда. CDC 6600 записывает результаты в регистры, за которые ожидающие функциональные устройства могут соперничать. Кроме того, CDC 6600 имеет несколько шин завершения операций (две в устройстве ПТ), а IBM 360/91 - только одну.

На рисунке 26 представлена основная структура устройства ПТ на базе алгоритма Томасуло. Никаких таблиц управления выполнением не показано. Станции резервирования хранят команды, которые выданы и ожидают выполнения в соответствующем функциональном устройстве, а также информацию, требующуюся для управления командой, когда ее выполнение началось в функциональном устройстве. Буфера загрузки и записи хранят данные поступающие из памяти и записываемые в память. Регистры ПТ соединены с функциональными устройствами парой шин и одной шиной с буферами записи. Все результаты из функциональных устройств и из памяти посылаются на общую шину данных, которая связана со входами всех устройств за исключением буфера загрузки. Все буфера и станции резервирования имеют поля тегов, используемых для управления конфликтами.

Прежде чем описывать детали станций резервирования и алгоритм, рассмотрим все стадии выполнения команды. В отличие от централизованной схемы управления, имеется всего три стадии:

  1. Выдача - Берет команду из очереди команд ПТ. Если операция является операцией ПТ, выдает ее при наличии свободной станции резервирования и посылает операнды на станцию резервирования, если они находятся в регистрах. Если операция является операцией загрузки или записи, она может выдаваться при наличии свободного буфера. При отсутствии свободной станции резервирования или свободного буфера возникает структурный конфликт и команда приостанавливается до тех пор, пока не освободится станция резервирования или буфер.
  2. Выполнение - Если один или более операндов команды не доступны по каким либо причинам, контролируется состояние CDB и ожидается завершение вычисления значений нужного регистра. На этой стадии выполняется контроль конфликтов типа RAW. Когда оба операнда доступны, выполняется операция.
  3. Запись результата - Когда становится доступным результат, он записывается на CDB и оттуда в регистры и любое функциональное устройство, ожидающее этот результат.

Рис. 26. Структура устройства ПТ на основе алгоритма Томасуло

Хотя эти шаги в основном похожи на аналогичные шаги в централизованной схеме управления, имеются три важных отличия. Во-первых, отсутствует контроль конфликтов типа WAW и WAR - они устраняются как побочный эффект алгоритма. Во-вторых, для трансляции результатов используется CDB, а не схема ожидания готовности регистров. В-третьих, устройства загрузки и записи рассматриваются как основные функциональные устройства.

Структуры данных, используемые для обнаружения и устранения конфликтов, связаны со станциями резервирования, регистровым файлом и буферами загрузки и записи. Хотя с разными объектами связана разная информация, все устройства, за исключением буферов загрузки, содержат в каждой строке поле тега. Это поле тега представляет собой четырехбитовое значение, которое обозначает одну из пяти станций резервирования или один из шести буферов загрузки. Поле тега используется для описания того, какое функциональное устройства будет поставлять результат, нужный в качестве источника операнда. Неиспользуемые значения, такие как ноль, показывают что операнд уже доступен. Важно помнить, что теги в схеме Томасуло ссылаются на буфера или устройства, которые будут поставлять результат; когда команда выдается в станцию резервирования номера регистров исключаются из рассмотрения.

Большие преимущества схемы Томасуло заключаются в (1) распределении логики обнаружения конфликтов, и (2) устранение приостановок, связанных с конфликтами типа WAW и WAR. Первое преимущество возникает из-за наличия распределенных станций резервирования и использования CDB. Если несколько команд ожидают один и тот же результат и каждая команда уже имеет свой другой операнд, то команды могут выдаваться одновременно посредством трансляции по CDB. В централизованной схеме управления ожидающие команды должны читать свои операнды из регистров когда станут доступными регистровые шины. Конфликты типа WAW и WAR устраняются путем переименования регистров используя станции резервирования.

Эта динамическая схема может достигать очень высокой производительности при условии того, что стоимость переходов может поддерживаться небольшой. Этот вопрос мы будем рассматривать в следующем разделе. Главный недостаток этого подхода заключается в сложности схемы Томасуло, которая требует для своей реализации очень большого объема аппаратуры. Особенно это касается большого числа устройств ассоциативной памяти, которая должна работать с высокой скоростью, а также сложной логики управления. Наконец, увеличение производительности ограничивается наличием одной шины завершения (CDB). Хотя дополнительные шины CDB могут быть добавлены, каждая CDB должна взаимодействовать со всей аппаратурой конвейера, включая станции резервирования. В частности, аппаратуру ассоциативного сравнения необходимо дублировать на каждой станции для каждой CDB.

В схеме Томасуло комбинируются две различных методики: методика переименования регистров и буферизация операндов-источников из регистрового файла. Буферизация источников операндов разрешает конфликты типа WAR, которые возникают когда операнды доступны в регистрах. Как мы увидим позже, возможно также устранять конфликты типа WAR посредством переименования регистра вместе с буферизацией результата до тех пор, пока остаются обращения к старой версии регистра; этот подход будет использоваться, когда мы будем обсуждать аппаратное выполнение по предположению.

Схема Томасуло является привлекательной, если разработчик вынужден делать конвейерную архитектуру, для которой трудно выполнить планирование кода или реализовать большое хранилище регистров. С другой стороны, преимущество подхода Томасуло возможно ощущается меньше, чем увеличение стоимости реализации, по сравнению с методами планирования загрузки конвейера средствами компилятора в машинах, ориентированных на выдачу для выполнения только одной команды в такте. Однако по мере того, как машины становятся все более агрессивными в своих возможностях выдачи команд и разработчики сталкиваются с вопросами производительности кода, который трудно планировать (большинство кодов для нечисловых расчетов), методика типа переименования регистров и динамического планирования будет становиться все более важной. Позже в этой главе мы увидим, что эти методы являются одним из важных компонентов большинства схем для реализации аппаратного выполнения по предположению.

Ключевыми компонентами увеличения параллелизма уровня команд в алгоритме Томасуло являются динамическое планирование, переименование регистров и динамическое устранение неоднозначности обращений к памяти. Трудно оценить значение каждого из этих свойств по отдельности.

Динамической аппаратной технике планирования загрузки конвейера при наличии зависимостей по данным соответствует и динамическая техника для эффективной обработки переходов. Эта техника используется для двух целей: для прогнозирования того, будет ли переход выполняемым, и для возможно более раннего нахождения целевой команды перехода. Эта техника называется аппаратным прогнозированием переходов.

Аппаратное прогнозирование направления переходов и снижение потерь на организацию переходов

Буфера прогнозирования условных переходов

Простейшей схемой динамического прогнозирования направления условных переходов является буфер прогнозирования условных переходов (branch-prediction buffer) или таблица "истории" условных переходов (branch history table). Буфер прогнозирования условных переходов представляет собой небольшую память, адресуемую с помощью младших разрядов адреса команды перехода. Каждая ячейка этой памяти содержит один бит, который говорит о том, был ли предыдущий переход выполняемым или нет. Это простейший вид такого рода буфера. В нем отсутствуют теги, и он оказывается полезным только для сокращения задержки перехода в случае, если эта задержка больше, чем время, необходимое для вычисления значения целевого адреса перехода. В действительности мы не знаем, является ли прогноз корректным (этот бит в соответствующую ячейку буфера могла установить совсем другая команда перехода, которая имела то же самое значение младших разрядов адреса). Но это не имеет значения. Прогноз - это только предположение, которое рассматривается как корректное, и выборка команд начинается по прогнозируемому направлению. Если же предположение окажется неверным, бит прогноза инвертируется. Конечно такой буфер можно рассматривать как кэш-память, каждое обращение к которой является попаданием, и производительность буфера зависит от того, насколько часто прогноз применялся и насколько он оказался точным.

Однако простая однобитовая схема прогноза имеет недостаточную производительность. Рассмотрим, например, команду условного перехода в цикле, которая являлась выполняемым переходом последовательно девять раз подряд, а затем однажды невыполняемым. Направление перехода будет неправильно предсказываться при первой и при последней итерации цикла. Неправильный прогноз последней итерации цикла неизбежен, поскольку бит прогноза будет говорить, что переход "выполняемый" (переход был девять раз подряд выполняемым). Неправильный прогноз на первой итерации происходит из-за того, что бит прогноза инвертируется при предыдущем выполнении последней итерации цикла, поскольку в этой итерации переход был невыполняемым. Таким образом, точность прогноза для перехода, который выполнялся в 90% случаев, составила только 80% (2 некорректных прогноза и 8 корректных). В общем случае, для команд условного перехода, используемых для организации циклов, переход является выполняемым много раз подряд, а затем один раз оказывается невыполняемым. Поэтому однобитовая схема прогнозирования будет неправильно предсказывать направление перехода дважды (при первой и при последней итерации).

Для исправления этого положения часто используется схема двухбитового прогноза. В двухбитовой схеме прогноз должен быть сделан неверно дважды, прежде чем он изменится на противоположное значение. На рисунке 27 представлена диаграмма состояний двухбитовой схемы прогнозирования направления перехода.

Рис. 27. Диаграмма состояния двухбитовой схемы прогнозирования

Двухбитовая схема прогнозирования в действительности является частным случаем более общей схемы, которая в каждой строке буфера прогнозирования имеет n-битовый счетчик. Этот счетчик может принимать значения от 0 до 2n - 1. Тогда схема прогноза будет следующей:

Исследования n-битовых схем прогнозирования показали, что двухбитовая схема работает почти также хорошо, и поэтому в большинстве систем применяются двухбитовые схемы прогноза, а не n-битовые.

Буфер прогнозирования переходов может быть реализован в виде небольшой специальной кэш-памяти, доступ к которой осуществляется с помощью адреса команды во время стадии выборки команды в конвейере (IF), или как пара битов, связанных с каждым блоком кэш-памяти команд и выбираемых с каждой командой. Если команда декодируется как команда перехода, и если переход спрогнозирован как выполняемый, выборка команд начинается с целевого адреса как только станет известным новое значение счетчика команд. В противном случае продолжается последовательная выборка и выполнение команд. Если прогноз оказался неверным, значение битов прогноза меняется в соответствии с рисунком 27. Хотя эта схема полезна для большинства конвейеров, рассмотренный нами простейший конвейер выясняет примерно за одно и то же время оба вопроса: является ли переход выполняемым и каков целевой адрес перехода (предполагается отсутствие конфликта при обращении к регистру, определенному в команде условного перехода. Напомним, что для простейшего конвейера это справедливо, поскольку условный переход выполняет сравнение содержимого регистра с нулем во время стадии ID, во время которой вычисляется также и эффективный адрес). Таким образом, эта схема не помогает в случае простых конвейеров, подобных рассмотренному ранее.

Как уже упоминалось, точность двухбитовой схемы прогнозирования зависит от того, насколько часто прогноз каждого перехода является правильным и насколько часто строка в буфере прогнозирования соответствует выполняемой команде перехода. Если строка не соответствует данной команде перехода, прогноз в любом случае делается, поскольку все равно никакая другая информация не доступна. Даже если эта строка соответствует совсем другой команде перехода, прогноз может быть удачным.

Рис. 28. Сравнение качества 2-битового прогноза

Какую точность можно ожидать от буфера прогнозирования переходов на реальных приложениях при использовании 2 бит на каждую строку буфера? Для набора оценочных тестов SPEC-89 буфер прогнозирования переходов с 4096 строками дает точность прогноза от 99% до 82%, т.е. процент неудачных прогнозов составляет от 1% до 18% (рисунок 28). Следует отметить, что буфер емкостью 4К строк считается очень большим. Буферы меньшего объема дадут худшие результаты.

Однако одного знания точности прогноза не достаточно для того, чтобы определить воздействие переходов на производительность машины, даже если известны время выполнения перехода и потери при неудачном прогнозе. Необходимо учитывать частоту переходов в программе, поскольку важность правильного прогноза больше в программах с большей частотой переходов. Например, целочисленные программы li, eqntott, expresso и gcc имеют большую частоту переходов, чем значительно более простые для прогнозирования программы плавающей точки nasa7, matrix300 и tomcatv.

Поскольку главной задачей является использование максимально доступной степени параллелизма программы, точность прогноза направления переходов становится очень важной. Как видно из рисунка 28, точность схемы прогнозирования для целочисленных программ, которые обычно имеют более высокую частоту переходов, меньше, чем для научных программ с плавающей точкой, в которых интенсивно используются циклы. Можно решать эту проблему двумя способами: увеличением размера буфера и увеличением точности схемы, которая используется для выполнения каждого отдельного прогноза. Буфер с 4К строками уже достаточно большой и, как показывает рисунок 28, работает практически также, что и буфер бесконечного размера. Из этого рисунка становится также ясно, что коэффициент попаданий буфера не является лимитирующим фактором. Как мы упоминали выше, увеличение числа бит в схеме прогноза также имеет малый эффект.

Рассмотренные двухбитовые схемы прогнозирования используют информацию о недавнем поведении команды условного перехода для прогноза будущего поведения этой команды. Вероятно можно улучшить точность прогноза, если учитывать не только поведение того перехода, который мы пытаемся предсказать, но рассматривать также и недавнее поведение других команд перехода. Рассмотрим, например, небольшой фрагмент из текста программы eqntott тестового пакета SPEC92 (это наихудший случай для двухбитовой схемы прогноза):

i

f  (aa==2)

          aa=0;
   if  (bb==2)
          bb=0;
   if  (aa!=bb) {

Ниже приведен текст сгенерированной программы (предполагается, что aa и bb размещены в регистрах R1 и R2):

SUBI  R3,R1,#2

      BNEZ  R3,L1         ; переход b1 (aa!=2)
      ADD   R1,R0,R0      ; aa=0
  L1: SUBI  R3,R2,#2
      BNEZ  R3,L2         ; переход b2 (bb!=2)
      ADD   R2,R0,R0      ; bb=0
  L2: SUB   R3,R1,R2      ; R3=aa-bb
      BEQZ  R3,L3         ; branch b3  (aa==bb).
      ...
  L3:

Пометим команды перехода как b1, b2 и b3. Можно заметить, что поведение перехода b3 коррелирует с переходами b1 и b2. Ясно, что если оба перехода b1 и b2 являются невыполняемыми (т.е. оба условия if оцениваются как истинные и обеим переменным aa и bb присвоено значение 0), то переход b3 будет выполняемым, поскольку aa и bb очевидно равны. Схема прогнозирования, которая для предсказания направления перехода использует только прошлое поведение того же перехода никогда этого не учтет.

Схемы прогнозирования, которые для предсказания направления перехода используют поведение других команд перехода, называются коррелированными или двухуровневыми схемами прогнозирования. Схема прогнозирования называется прогнозом (1,1), если она использует поведение одного последнего перехода для выбора из пары однобитовых схем прогнозирования на каждый переход. В общем случае схема прогнозирования (m,n) использует поведение последних m переходов для выбора из 2m схем прогнозирования, каждая из которых представляет собой n-битовую схему прогнозирования для каждого отдельного перехода. Привлекательность такого типа коррелируемых схем прогнозирования переходов заключается в том, что они могут давать больший процент успешного прогнозирования, чем обычная двухбитовая схема, и требуют очень небольшого объема дополнительной аппаратуры. Простота аппаратной схемы определяется тем, что глобальная история последних m переходов может быть записана в m-битовом сдвиговом регистре, каждый разряд которого запоминает, был ли переход выполняемым или нет. Тогда буфер прогнозирования переходов может индексироваться конкатенацией (объединением) младших разрядов адреса перехода с m-битовой глобальной историей. Например, на рисунке 29 показана схема прогнозирования (2,2) и организация выборки битов прогноза.

Рис. 29. Буфер прогнозирования переходов (2,2)

В этой реализации имеется тонкий эффект: поскольку буфер прогнозирования не является кэш-памятью, счетчики, индексируемые единственным значением глобальной схемы прогнозирования, могут в действительности в некоторый момент времени соответствовать разным командам перехода; это не отличается от того, что мы видели и раньше: прогноз может не соответствовать текущему переходу. На рисунке 29 с целью упрощения понимания буфер изображен как двумерный объект. В действительности он может быть реализован просто как линейный массив двухбитовой памяти; индексация выполняется путем конкатенации битов глобальной истории и соответствующим числом бит, требуемых от адреса перехода. Например, на рисунке 29 в буфере (2,2) с общим числом строк, равным 64, четыре младших разряда адреса команды перехода и два бита глобальной истории формируют 6-битовый индекс, который может использоваться для обращения к 64 счетчикам.

На рисунке 28 представлены результаты для сравнения простой двухбитовой схемы прогнозирования с 4К строками и схемы прогнозирования (2,2) с 1К строками. Как можно видеть, эта последняя схема прогнозирования не только превосходит простую двухбитовую схему прогнозирования с тем же самым количеством бит состояния, но часто превосходит даже двухбитовую схему прогнозирования с неограниченным (бесконечным) количеством строк. Имеется широкий спектр корреляционных схем прогнозирования, среди которых схемы (0,2) и (2,2) являются наиболее интересными.

Дальнейшее уменьшение приостановок по управлению: буфера целевых адресов переходов

Рассмотрим ситуацию, при которой на стадии выборки команд находится команда перехода (на следующей стадии будет осуществляться ее дешифрация). Тогда чтобы сократить потери, необходимо знать, по какому адресу выбирать следующую команду. Это означает, что нам как-то надо выяснить, что еще недешифрированная команда в самом деле является командой перехода, и чему равно следующее значение счетчика адресов команд. Если все это мы будем знать, то потери на команду перехода могут быть сведены к нулю. Специальный аппаратный кэш прогнозирования переходов, который хранит прогнозируемый адрес следующей команды, называется буфером целевых адресов переходов (branch-target buffer).

Рис. 30. Буфер целевых адресов переходов

Каждая строка этого буфера включает программный адрес команды перехода, прогнозируемый адрес следующей команды и предысторию команды перехода (рисунок 30). Биты предыстории представляют собой информацию о выполнении или невыполнении условий перехода данной команды в прошлом. Обращение к буферу целевых адресов перехода (сравнение с полями программных адресов команд перехода) производится с помощью текущего значения счетчика команд на этапе выборки очередной команды. Если обнаружено совпадение (попадание в терминах кэш-памяти), то по предыстории команды прогнозируется выполнение или невыполнение условий команды перехода, и немедленно производится выборка и дешифрация команд из прогнозируемой ветви программы. Считается, что предыстория перехода, содержащая информацию о двух предшествующих случаях выполнения этой команды, позволяет прогнозировать развитие событий с вполне достаточной вероятностью.

Существуют и некоторые вариации этого метода. Основной их смысл заключается в том, чтобы хранить в процессоре одну или несколько команд из прогнозируемой ветви перехода. Этот метод может применяться как в совокупности с буфером целевых адресов перехода, так и без него, и имеет два преимущества. Во-первых, он позволяет выполнять обращения к буферу целевых адресов перехода в течение более длительного времени, а не только в течение времени последовательной выборки команд. Это позволяет реализовать буфер большего объема. Во-вторых, буферизация самих целевых команд позволяет использовать дополнительный метод оптимизации, который называется свертыванием переходов (branch folding). Свертывание переходов может использоваться для реализации нулевого времени выполнения самих команд безусловного перехода, а в некоторых случаях и нулевого времени выполнения условных переходов. Рассмотрим буфер целевых адресов перехода, который буферизует команды из прогнозируемой ветви. Пусть к нему выполняется обращение по адресу команды безусловного перехода. Единственной задачей этой команды безусловного перехода является замена текущего значения счетчика команд. В этом случае, когда буфер адресов регистрирует попадание и показывает, что переход безусловный, конвейер просто может заменить команду, которая выбирается из кэш-памяти (это и есть сама команда безусловного перехода), на команду из буфера. В некоторых случаях таким образом удается убрать потери для команд условного перехода, если код условия установлен заранее.

Еще одним методом уменьшения потерь на переходы является метод прогнозирования косвенных переходов, а именно переходов, адрес назначения которых меняется в процессе выполнения программы (в run-time). Компиляторы языков высокого уровня будут генерировать такие переходы для реализации косвенного вызова процедур, операторов select или case и вычисляемых операторов goto в Фортране. Однако подавляющее большинство косвенных переходов возникает в процессе выполнения программы при организации возврата из процедур. Например, для тестовых пакетов SPEC возвраты из процедур в среднем составляют 85% общего числа косвенных переходов.

Хотя возвраты из процедур могут прогнозироваться с помощью буфера целевых адресов переходов, точность такого метода прогнозирования может оказаться низкой, если процедура вызывается из нескольких мест программы или вызовы процедуры из одного места программы не локализуются по времени. Чтобы преодолеть эту проблему, была предложена концепция небольшого буфера адресов возврата, работающего как стек. Эта структура кэширует последние адреса возврата: во время вызова процедуры адрес возврата вталкивается в стек, а во время возврата он оттуда извлекается. Если этот кэш достаточно большой (например, настолько большой, чтобы обеспечить максимальную глубину вложенности вызовов), он будет прекрасно прогнозировать возвраты. На рисунке 31 показано исполнение такого буфера возвратов, содержащего от 1 до 16 строк (элементов) для нескольких тестов SPEC.

Точность прогноза в данном случае есть доля адресов возврата, предсказанных правильно. Поскольку глубина вызовов процедур обычно не большая, за некоторыми исключениями даже небольшой буфер работает достаточно хорошо. В среднем возвраты составляют 81% общего числа косвенных переходов для этих шести тестов.

Схемы прогнозирования условных переходов ограничены как точностью прогноза, так и потерями в случае неправильного прогноза. Как мы видели, типичные схемы прогнозирования достигают точности прогноза в диапазоне от 80 до 95% в зависимости от типа программы и размера буфера. Кроме увеличения точности схемы прогнозирования, можно пытаться уменьшить потери при неверном прогнозе. Обычно это делается путем выборки команд по обоим ветвям (по предсказанному и по непредсказанному направлению). Это требует, чтобы система памяти была двухпортовой, включала кэш-память с расслоением, или осуществляла выборку по одному из направлений, а затем по другому (как это делается в IBM POWER-2). Хотя подобная организация увеличивает стоимость системы, возможно это единственный способ снижения потерь на условные переходы ниже определенного уровня. Другое альтернативное решение, которое используется в некоторых машинах, заключается в кэшировании адресов или команд из нескольких направлений (ветвей) в целевом буфере.

Рис. 31. Точность прогноза для адресов возврата

Одновременная выдача нескольких команд для выполнения и динамическое планирование

Методы минимизации приостановок работы конвейера из-за наличия в программах логических зависимостей по данным и по управлению, рассмотренные в предыдущих разделах, были нацелены на достижение идеального CPI (среднего количества тактов на выполнение команды в конвейере), равного 1. Чтобы еще больше повысить производительность процессора необходимо сделать CPI меньшим, чем 1. Однако этого нельзя добиться, если в одном такте выдается на выполнение только одна команда. Следовательно необходима параллельная выдача нескольких команд в каждом такте. Существуют два типа подобного рода машин: суперскалярные машины и VLIW-машины (машины с очень длинным командным словом). Суперскалярные машины могут выдавать на выполнение в каждом такте переменное число команд, и работа их конвейеров может планироваться как статически с помощью компилятора, так и с помощью аппаратных средств динамической оптимизации. В отличие от суперскалярных машин, VLIW-машины выдают на выполнение фиксированное количество команд, которые сформатированы либо как одна большая команда, либо как пакет команд фиксированного формата. Планирование работы VLIW-машины всегда осуществляется компилятором.

Суперскалярные машины используют параллелизм на уровне команд путем посылки нескольких команд из обычного потока команд в несколько функциональных устройств. Дополнительно, чтобы снять ограничения последовательного выполнения команд, эти машины используют механизмы внеочередной выдачи и внеочередного завершения команд, прогнозирование переходов, кэши целевых адресов переходов и условное (по предположению) выполнение команд. Возросшая сложность, реализуемая этими механизмами, создает также проблемы реализации точного прерывания.

В типичной суперскалярной машине аппаратура может осуществлять выдачу от одной до восьми команд в одном такте. Обычно эти команды должны быть независимыми и удовлетворять некоторым ограничениям, например таким, что в каждом такте не может выдаваться более одной команды обращения к памяти. Если какая-либо команда в потоке команд является логически зависимой или не удовлетворяет критериям выдачи, на выполнение будут выданы только команды, предшествующие данной. Поэтому скорость выдачи команд в суперскалярных машинах является переменной. Это отличает их от VLIW-машин, в которых полную ответственность за формирование пакета команд, которые могут выдаваться одновременно, несет компилятор, а аппаратура в динамике не принимает никаких решений относительно выдачи нескольких команд.

Предположим, что машина может выдавать на выполнение две команды в одном такте. Одной из таких команд может быть команда загрузки регистров из памяти, записи регистров в память, команда переходов, операции целочисленного АЛУ, а другой может быть любая операция плавающей точки. Параллельная выдача целочисленной операции и операции с плавающей точкой намного проще, чем выдача двух произвольных команд. В реальных системах (например, в микропроцессорах PA7100, hyperSPARC, Pentium и др.) применяется именно такой подход. В более мощных микропроцессорах (например, MIPS R10000, UltraSPARC, PowerPC 620 и др.) реализована выдача до четырех команд в одном такте.

Выдача двух команд в каждом такте требует одновременной выборки и декодирования по крайней мере 64 бит. Чтобы упростить декодирование можно потребовать, чтобы команды располагались в памяти парами и были выровнены по 64-битовым границам. В противном случае необходимо анализировать команды в процессе выборки и, возможно, менять их местами в момент пересылки в целочисленное устройство и в устройство ПТ. При этом возникают дополнительные требования к схемам обнаружения конфликтов. В любом случае вторая команда может выдаваться, только если может быть выдана на выполнение первая команда. Аппаратура принимает такие решения в динамике, обеспечивая выдачу только первой команды, если условия для одновременной выдачи двух команд не соблюдаются. На рисунке 5.32 представлена диаграмма работы подобного конвейера в идеальном случае, когда в каждом такте на выполнение выдается пара команд.

Такой конвейер позволяет существенно увеличить скорость выдачи команд. Однако чтобы он смог так работать, необходимо иметь либо полностью конвейеризованные устройства плавающей точки, либо соответствующее число независимых функциональных устройств. В противном случае устройство плавающей точки станет узким горлом и эффект, достигнутый за счет выдачи в каждом такте пары команд, сведется к минимуму.

Тип команды

Ступень конвейера

Целочисленная команда

IF

ID

EX

MEM

WB

 
 
 

Команда ПТ

IF

ID

EX

MEM

WB

 
 
 

Целочисленная команда

 

IF

ID

EX

MEM

WB

 
 

КомандаПТ

 

IF

ID

EX

MEM

WB

 
 

Целочисленная команда

 
 

IF

ID

EX

MEM

WB

 

Команда ПТ

 
 

IF

ID

EX

MEM

WB

 

Целочисленная команда

 
 
 

IF

ID

EX

MEM

WB

Команда ПТ

 
 
 

IF

ID

EX

MEM

WB

Рис. 32. Работа суперскалярного конвейера

При параллельной выдаче двух операций (одной целочисленной команды и одной команды ПТ) потребность в дополнительной аппаратуре, помимо обычной логики обнаружения конфликтов, минимальна: целочисленные операции и операции ПТ используют разные наборы регистров и разные функциональные устройства. Более того, усиление ограничений на выдачу команд, которые можно рассматривать как специфические структурные конфликты (поскольку выдаваться на выполнение могут только определенные пары команд), обнаружение которых требует только анализа кодов операций. Единственная сложность возникает, только если команды представляют собой команды загрузки, записи и пересылки чисел с плавающей точкой. Эти команды создают конфликты по портам регистров ПТ, а также могут приводить к новым конфликтам типа RAW, когда операция ПТ, которая могла бы быть выдана в том же такте, является зависимой от первой команды в паре.

Проблема регистровых портов может быть решена, например, путем реализации отдельной выдачи команд загрузки, записи и пересылки с ПТ. В случае составления ими пары с обычной операцией ПТ ситуацию можно рассматривать как структурный конфликт. Такую схему легко реализовать, но она будет иметь существенное воздействие на общую производительность. Конфликт подобного типа может быть устранен посредством реализации в регистровом файле двух дополнительных портов (для выборки и записи).

Если пара команд состоит из одной команды загрузки с ПТ и одной операции с ПТ, которая от нее зависит, необходимо обнаруживать подобный конфликт и блокировать выдачу операции с ПТ. За исключением этого случая, все другие конфликты естественно могут возникать, как и в обычной машине, обеспечивающей выдачу одной команды в каждом такте. Для предотвращения ненужных приостановок могут, правда потребоваться дополнительные цепи обхода.

Другой проблемой, которая может ограничить эффективность суперскалярной обработки, является задержка загрузки данных из памяти. В нашем примере простого конвейера команды загрузки имели задержку в один такт, что не позволяло следующей команде воспользоваться результатом команды загрузки без приостановки. В суперскалярном конвейере результат команды загрузки не может быть использован в том же самом и в следующем такте. Это означает, что следующие три команды не могут использовать результат команды загрузки без приостановки. Задержка перехода также становится длиною в три команды, поскольку команда перехода должна быть первой в паре команд. Чтобы эффективно использовать параллелизм, доступный на суперскалярной машине, нужны более сложные методы планирования потока команд, используемые компилятором или аппаратными средствами, а также более сложные схемы декодирования команд.

Рассмотрим, например, что дает разворачивание циклов и планирование потока команд для суперскалярного конвейера. Ниже представлен цикл, который мы уже разворачивали и планировали его выполнение на простом конвейере.

Loop: LD   F0,0(R1) ;F0=элемент вектора

         ADDD F4,F0,F2 ;добавление скалярной величины из F2
         SD   0(R1),F4 ;запись результата
         SUBI R1,R1,#8 ;декрементирование указателя
                       ;8 байт на двойное слово
         BNEZ R1,Loop  ;переход R1!=нулю

Чтобы спланировать этот цикл для работы без задержек, необходимо его развернуть и сделать пять копий тела цикла. После такого разворачивания цикл будет содержать по пять команд LD, ADDD, и SD, а также одну команду SUBI и один условный переход BNEZ. Развернутая и оптимизированная программа этого цикла приведена в таблице 1.

Этот развернутый суперскалярный цикл теперь работает со скоростью 12 тактов на итерацию, или 2.4 такта на один элемент (по сравнению с 3.5 тактами для оптимизированного развернутого цикла на обычном конвейере. В этом примере производительность суперскалярного конвейера ограничена существующим соотношением целочисленных операций и операций ПТ, но команд ПТ не достаточно для поддержания полной загрузки конвейера ПТ. Первоначальный оптимизированный неразвернутый цикл выполнялся со скоростью 6 тактов на итерацию, вычисляющую один элемент. Мы получили таким образом ускорение в 2.5 раза, больше половины которого произошло за счет разворачивания цикла. Чистое ускорение за счет суперскалярной обработки дало улучшение примерно в 1.5 раза.

Таблица 1.

Целочисленная команда

Команда ПТ

Номер такта

Loop: LD    F0,0(R1)
LD F8,-8(R1)
LD F10,-16(R1)
LD F14,-24(R1)
LD F18,-32(R1)
SD 0(R1),F4
SD -8(R1),F8
SD -16(R1),F12
SD -24(R1),F16
SUBI R1,R1,#40
BNEZ R1,Loop
SD -32(R1),F20

ADDD F4,F0,F2
ADDD F8,F6,F2
ADDD
F12,F10,F2
ADDD F16,F14,F2
ADDD F20,F18,F2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

В лучшем случае такой суперскалярный конвейер позволит выбирать две команды и выдавать их на выполнение, если первая из них является целочисленной, а вторая - с плавающей точкой. Если это условие не соблюдается, что легко проверить, то команды выдаются последовательно. Это показывает два главных преимущества суперскалярной машины по сравнению с WLIW-машиной. Во-первых, малое воздействие на плотность кода, поскольку машина сама определяет, может ли быть выдана следующая команда, и нам не надо следить за тем, чтобы команды соответствовали возможностям выдачи. Во-вторых, на таких машинах могут работать неоптимизированные программы, или программы, откомпилированные в расчете на более старую реализацию. Конечно такие программы не могут работать очень хорошо. Один из способов улучшить ситуацию заключается в использовании аппаратных средств динамической оптимизации.

В общем случае в суперскалярной системе команды могут выполняться параллельно и возможно не в порядке, предписанном программой. Если не предпринимать никаких мер, такое неупорядоченное выполнение команд и наличие множества функциональных устройств с разными временами выполнения операций могут приводить к дополнительным трудностям. Например, при выполнении некоторой длинной команды с плавающей точкой (команды деления или вычисления квадратного корня) может возникнуть исключительная ситуация уже после того, как завершилось выполнение более быстрой операции, выданной после этой длинной команды. Для того, чтобы поддерживать модель точных прерываний, аппаратура должна гарантировать корректное состояние процессора при прерывании для организации последующего возврата.

Обычно в машинах с неупорядоченным выполнением команд предусматриваются дополнительные буферные схемы, гарантирующие завершение выполнения команд в строгом порядке, предписанном программой. Такие схемы представляют собой некоторый буфер "истории", т.е. аппаратную очередь, в которую при выдаче попадают команды и текущие значения регистров результата этих команд в заданном программой порядке.

В момент выдачи команды на выполнение она помещается в конец этой очереди, организованной в виде буфера FIFO (первый вошел - первый вышел). Единственный способ для команды достичь головы этой очереди - завершение выполнения всех предшествующих ей операций. При неупорядоченном выполнении некоторая команда может завершить свое выполнение, но все еще будет находиться в середине очереди. Команда покидает очередь, когда она достигает головы очереди и ее выполнение завершается в соответствующем функциональном устройстве. Если команда находится в голове очереди, но ее выполнение в функциональном устройстве не закончено, она очередь не покидает. Такой механизм может поддерживать модель точных прерываний, поскольку вся необходимая информация хранится в буфере и позволяет скорректировать состояние процессора в любой момент времени.

Этот же буфер "истории" позволяет реализовать и условное (speculative) выполнение команд (выполнение по предположению), следующих за командами условного перехода. Это особенно важно для повышения производительности суперскалярных архитектур. Статистика показывает, что на каждые шесть обычных команд в программах приходится в среднем одна команда перехода. Если задерживать выполнение следующих за командой перехода команд, потери на конвейеризацию могут оказаться просто неприемлемыми. Например, при выдаче четырех команд в одном такте в среднем в каждом втором такте выполняется команда перехода. Механизм условного выполнения команд, следующих за командой перехода, позволяет решить эту проблему. Это условное выполнение обычно связано с последовательным выполнением команд из заранее предсказанной ветви команды перехода. Устройство управления выдает команду условного перехода, прогнозирует направление перехода и продолжает выдавать команды из этой предсказанной ветви программы.

Если прогноз оказался верным, выдача команд так и будет продолжаться без приостановок. Однако если прогноз был ошибочным, устройство управления приостанавливает выполнение условно выданных команд и, если необходимо, использует информацию из буфера истории для ликвидации всех последствий выполнения условно выданных команд. Затем начинается выборка команд из правильной ветви программы. Таким образом, аппаратура, подобная буферу, истории позволяет не только решить проблемы с реализацией точного прерывания, но и обеспечивает увеличение производительности суперскалярных архитектур.