С 12 по 14 сентября 2016 года «РЫБАКОВ ФОНД» и НИТУ «МИСиС» при поддержке Минобрнауки России провели III международную конференцию по новым образовательным технологиям #EdCrunch.
На площадкеНИТУ «МИСиС» собрались ведущие профессионалы отрасли со всей России и 30 стран мира: представители школ и университетов, корпораций и институтов развития, разработчики новых образовательных программ, технологий и педагогических подходов. Их цель — найти способы модернизировать российское образование, чтобы оно отвечало запросам нового технологического уклада, было эффективным и более персонализированным. #EdCrunch в очередной раз проходит в Москве при поддержке генерального партнера — РВК. Развитие современной университетской среды — это необходимое условие для формирования инновационной экосистемы и венчурной индустрии в России (о работе РВК по этому направлению читайте в нашем обзоре goo.gl/l88qeA).
Главная пленарная дискуссия первого дня конференции строилась вокруг вопроса: «Каким должно быть образование следующих поколений?». «Ключевые переломы в истории образования оказывались наиболее успешными именно тогда, когда были связаны с подготовкой к реальности, которой еще не возникло. Например, когда университеты XIX века формировали гражданина, гражданские нации были еще далеки от своего расцвета. Сейчас задача образования — подготовить человека к новой технологической реальности», — сказал Eugeny Kuznetsov. — «Дело не в том, что новые технологии приходят в образование. Дело в том, что мир меняется благодаря технологиям, и поэтому нам надо учиться им, надо включать их в образовательную среду. Например, #НТИ — это как раз способ начать действовать в новой среде, а отнюдь не способ продвинуть технологии. Эта среда принципиально иначе организована: она горизонтальная, а не иерархичная. По такому же принципу сейчас организуются и бизнес, и общество».
Главная задача образования — готовить школьников и студентов к будущему, которое формируется уже сейчас.
Ключевые компетенции, которые должно давать образование, связаны не только с научными знаниями, напомнил эксперт. «Ключевая компетенция — навык действовать в новой технологической реальности, действовать гибко». Еще одна из важных особенностей сегодняшнего дня — глобализация: «Сейчас главная ошибка России — попытки подменить адаптацию к новым технологиям адаптацией к другой культуре. Нужно не имитировать культуру, а взять технологические инструменты и собрать из них механизм, работающий в наших условиях. Наша культура уникальна, но ее надо вкладывать в новую технологическую среду, чтобы сделать востребованной во всем мире», — убежден Евгений Кузнецов.
В 21 веке от роли человека «на конвейере» с совершенствованием в этой роли в течение всей трудовой жизни, происходит переход к постоянному предпринимательству в жизни, готовность менять себя и менять роли каждые 5-10 лет. Смена парадигмы поведения каждого человека. Скорость удвоения знания составляет сейчас 15 до 10 лет, человек не успевает стать профессионалом в своей области знания. Знания, которые несет человек, экспертность, уже не являются основной ценностью. Знания стали общедоступны, более ценной становится способность пересматривать свой «багаж», проводить ревизию и оновление. Предпринимательские компетенции необходимы каждому студенту и ученому. Нельзя научить, можно только выработать в деятельости.
Университет должен жить в опрережающей экономике,тогда выходя из него студент готов к работе в существующей экономике.
Новая экономика - «экономика готовности», нет заказа, нет однозначного прогноза, любая «чепуха» может перевернуть мир. Максимальный посев, минимизация затрат и конкуренция сервисов по проверке гипотез.
В условиях централизованного плана/прогноза технологического развития нет развития тупиковых, по мнению экспертов, веток которые могут оказаться прорывными направлениями. Для этого нужен венчур.
Ведущие университеты во второй половине 20 века следовали тенденциям, ни в одном случае не было четкого и осознанного плана куда и как развиваться. Каждый из ведущих университетов нашел свою успешную модель запуска старап движения вокруг себя. Кластерность, связность в экономике играет определяющую роль.
Инкубатор в MIT:
1 зона -коворкинг с арендой столов, ИТ инфораструктурой;
2 зона -аренда офисов для начинающих компаний;
3 - аренда блоков для поднявших инвестиции;
4 - зона несколько якорных компаний, делающих успешный бизнес.
Человек попав в эту среду, из неё не выпадает, успешные поглощают не успешных, значительное снижение коммуникационных издержек.
Цель студенческого бизнес-инкубатора MIT - сохранить студента,чтоб его не выгнали из-за академической неуспеваемости, если его стартап не полетел, а полгода потеряно.
Предпринимательское образование - это не курсы, а навык формируемый общей средой, постоянными попытками: постоянная конкуренция, проектная работа, создание самому себе гибких образовательных траекторий, предварительный отбор предрасположенных людей.
Успешный стартап чаще всего 4-5 в карьере, задача сделать максимально безболезненными предыдущие попытки.
у работников нет "чувства собственника", навыка презентации.... это лучше всего отрабатывается в проектной деятельности
статистика интереса студентов
Принцип инкубатора ВШЭ: "вы пришли не учится, а действовать".
поэтому всю теорию упаковали в видео по 5-7 минут общее время около 2х часов.
непонятно зачем тогда студенты ходят к ним в вуз несколько лет ? )))
--------------
Олег Мальсагов, советник ректора ИТМО. предприниматель:
научить предпринимателя на курсах нельзя. надо дать парадигму.
мы готовим 5 лет специалистов по коммерциализации технологий и идей.
прицел (ожидаемый результат) - 10 лет. а вот потом посмотрим кто был прав )))
(Как говорил Ходжа Насреддин - Либо ишак сдохнет, либо падишах, либо я)
кроме уроков, еженедельные мероприятия, чтобы была среда...
счастливая история: профессор хотел сделать музей науки несколько лет. ничего. отдали 3м студентам с программы - они занимаются всеми бизнес-процессами, маркетингом и уже заработали деньги на музее
---------------
Лица руководителей движений молодежного предпринимательства...
ФРИИ
все лекции - онлайн
после лекции они применяют лекцию в команде для своего проекта.
потом на занятии они представляют что сделали и обсуждают, обратная связь экспертов
потом дорабатывают
и так по шагам. до экзамена, где защищают проект перед инвестором
главное:
интерактив на занятиях, с обратной связью
и индивидуальное обучение - лекции в онлайне
работа проекта с коучем (желателен предпринимательский опыт)
постоянно наращиваем базу знаний (по типичным ошибкам, вопросам и тд)
они пришли к проблеме - как другие преподаватели будут ретранслироваь их идеи, контент и тд
при онлайне издержки проведения сокращаются в 30 раз
реализуют какой-то проект в татарстане "
Организовала его РВК, главной темой лекций, дискуссий и мастер-классов этого этапа стал трансфер технологий в университетах 3.0. Открыла модуль лекция Eugeny Kuznetsov. Исполняющий обязанности гендиректора РВК рассказывал про Университеты 3.0 в #НТИ. Мы публикуем краткий обзор трехчасовой лекции в нескольких цитатах спикера.
«Если в экономике столетней давности предприниматель — довольно редкая роль, то в современной экономике предпринимательство стало обязательным атрибутом деятельности в практически любой профессиональной сфере. Предпринимателем становится и современный ученый: если у него есть идея, то он должен быстро ее проверить в рамках гранта и, если она оправдывает себя, — продолжать, получив новое финансирование. И этот переход от конвейера к личному предпринимательству в практически любой деятельности пока не осознан».
«Скорость удвоения знаний сейчас составляет около 10 лет: то есть в самых перспективных технологических сферах качественно новое знание появляется быстрее, чем человек становится профессионалом. В результате мы находимся в ситуации, когда ценностью, которую может нести человек, перестают быть знания. На первое место выходит навык быстрой ориентации в системе знаний, умение гибко пересматривать собственные представления и находить себя в чем-то принципиально новом».
«Мировые университеты-лидеры осознали эту проблему еще несколько десятилетий назад, когда столкнулись с кризисом выпускников: стало непонятно, чем им заниматься. И тогда они пришли к выводу, что нужно строить другой университет. Важно, что спровоцированы эти изменения были не государством, а сообществом выпускников, что не было централизованного плана, было следование тенденциям. Классический пример: когда мы говорим о Кремниевой долине, нужно понимать, что мы говорим о кампусе Стэнфорда, без которого никакой Долины, никакого кластера бы не было».
«Стэнфорд, как и многие другие университеты, развивался на военном заказе. Но когда этот заказ начал заканчиваться, лаборатории решили попробовать найти для себя другое приложение, и университет сделал шаг, который и предопределил его развитие: он начал отдавать этим лабораториям землю в кампусе и сервисы для развития. Как только университет осознал себя инфраструктурой для создания новых бизнесов, возникла Долина».
«Венчурные инвестиции, то есть ставка на невозможные проекты, быстрое выделение проектов из более крупных и возможность их моментального финансирования без надежды на результат: именно эта модель дает возможность очень быстро создавать новые индустрии, основывать в них компании-гиганты и переворачивать рынки».
«Какую роль играет университет в этой экономике? На мой взгляд — формирует фундаментальную инфраструктуру сообщества, правила игры, отношения между людьми и набор фундаментальных компетенций, без которых эти люди не смогут взаимодействовать. Сейчас университет — это та среда, в которой должна возникать экономика будущего. Он не обслуживает кого-то, а является равноправным субъектом в определенной роли — в миссии создателя новых технологий и бизнесов».
«С начала этого века все ведущие университеты мира нашли свой собственный способ запустить стартап-движение. А сделать это можно только поняв, как работает новая экономика. Она не живет в режиме заказа и даже в режиме прогноза. Она живет в режиме постоянной готовности, когда любая чепуха может стать началом индустриальной революции. Так, сегодня технология CRISPR обещает полное изменение принципов медицины, когда не нужно лечить, а можно в нужный момент “отрегулировать генетические настройки”. Она родилась из гранта на изучение механизмов бактериально-вирусного взаимодействия. И от фундаментального исследования до патента астрономической стоимости прошло меньше 10 лет».
«В экономике критерием готовности является не верность ставки и не угаданное направление, а исключительно качество сервисов: нужно настроить систему так, что какая бы технология ни выстрелила, ее рост был бы максимально быстрым и максимально защищенным. Например, самые успешные университеты Юго-Восточной Азии работают именно по такой модели: создают глобально конкурентоспособную инфраструктуру и приманивают на нее таланты со всего мира».