Навигационный документ по теме "легкая атлетика"
В последнее время львиная доля российских легкоатлетических медалей высшей пробы приходилась на воспитанников знаменитой школы спортивной ходьбы, базирующейся в столице Мордовии. Гордостью нации было принято считать подопечных Виктора Чегина, завоевывающих титулы на всех чемпионатах мира и Олимпийских играх последнего десятилетия. Молодые дарования буквально появлялись как грибы после дождя, а все поклонники спорта, помимо восторженных отзывов в адрес ходоков, отдавали должное таланту выдающегося тренера. Именно поэтому последний допинговый скандал в легкой атлетике вызвал такой резонанс среди общественности.
Многие рядовые поклонники спорта видели в лице ходоков сборной России своего рода отдушину, нивелирующую относительные неудачи в других дисциплинах. Примером для подражания, сочетанием хрупкости, упорства и, по мнению фанатов, необычайного трудолюбия стала Ольга Каниськина. А мужчины-ходоки всегда проявляли несгибаемую волю в сражении не столько с соперником, сколько с обстоятельствами, мешавшими достижению цели. Саранская школа спортивной ходьбы всегда считалась эталоном техники и выносливости, где безупречный ход ставился в пример китайским легкоатлетам, мечтавшим сбросить российскую сборную с пьедестала. Однако допинг-скандал в легкой атлетике, в этом году разгоревшийся, спустил фанатов российских спортсменов с небес на землю. Многие из поклонников выражали откровенное разочарование и сетовали на то, что безоговорочно верили своим кумирам.
В спорте высших достижений, особенно в дисциплинах, требующих невероятной выносливости, побеждают те, кто не чувствует боли в мышцах при выделении в организме молочной кислоты. Работая на пределе, а иногда и за гранью физических возможностей, некоторые спортсмены часто изнашивают свой организм настолько, что они преждевременно вынуждены заканчивать профессиональную карьеру.
Именно поэтому в 2013 году, когда многие российские ходоки топ-уровня отказались от участия в московском чемпионате мира, сославшись на травмы, никто не заподозрил неладное. Вскоре лидеры сборной Ольга Каниськина и Валерий Борчин объявили о завершении спортивной карьеры, несмотря на то, что обоим к тому времени не исполнилось еще и тридцати. А Владимир Канайкин и Сергей Кирдяпкин, хоть и не объявляли о завершении карьеры, однако с тех пор из-за проблем со здоровьем так и не приняли участия ни в одном старте. Допинговый скандал в легкой атлетике с участием наших спортсменов приоткрыл завесу тайны столь многочисленных и тяжелых травм.
Рассмотрим пример с олимпийской чемпионкой Лондона Еленой Лашмановой, в крови которой обнаружены метаболиты опасного и потенциально смертельного химического вещества, не прошедшего еще весь цикл клинических испытаний. Так, россиянку можно назвать своего рода подопытным кроликом в битве фармакологических компаний. Однако и все вышеперечисленные спортсмены также выступали под руководством одного и того же специалиста, и никто не даст гарантии, что смертельный допинг принимался одной только Лашмановой. Просто пробы были взяты в разное время. Именно поэтому многих родителей будущих потенциальных чемпионов больше не привлекает такой эстетичный, но опасный с точки зрения здоровья вид спорта, как легкая атлетика. Допинг-скандал лишь еще больше обнажил все существующие недостатки и крены в развитии данного вида спорта.
В январе 2015 года антидопинговый комитет заявил об обнаружении в крови у пяти ведущих ходоков России запрещенной субстанции. Так, Ольга Каниськина, Валерий Борчин, Сергей Кирдяпкин, Владимир Канайкин и Сергей Бакулин уличены в незаконном применении химических препаратов в период с июля по сентябрь 2009 года, а также в период с июля по ноябрь 2011 года. По правилам международной федерации спортсмены должны отдать награды, завоеванные в это время, а также пройти дисквалификацию, которая зависит от степени тяжести вины (при первичном или повторном обнаружении). Поэтому допинговый скандал, в легкой атлетике случившийся, наводит на мысли о нежелании спортсменов впоследствии слагать с себя полномочия олимпийских чемпионов. Именно так расцениваются заявления Каниськиной и Борчина о завершении спортивной карьеры, ведь медали Пекина-2008 и Лондона-2012 оказались «чистыми». Но кто знает, как может обернуться война фармакологии и антидопингового комитета в вечной гонке «кто кого»?
Многие скептически настроенные люди утверждают, что допинг употребляют все спортсмены, выступающие на высшем уровне, однако уличают одних лишь россиян, и то исключительно по политическим соображениям. Оттого и разгорелся очередной громкий допинговый скандал в легкой атлетике. Российская сборная стала лишь своеобразной разменной монетой в политических играх. Однако это спорное утверждение, основанное на домыслах. И если рассмотреть статистику обнаружения допинга в крови профессиональных атлетов, то выходит, что россияне попадаются на запрещенных препаратах отнюдь не чаще, чем американцы или англичане.
А чего стоит признание спортсменов бывшей Германской Демократической Республики, рассказавших всему миру, каким способом ковались золотые награды Восточной Германии в социалистические годы. Поэтому очередной скандал в легкой атлетике и дисквалификация спортсменов не кажутся сейчас чем-то из разряда вон выходящим. Кстати, скандалы с приемом запрещенных препаратов в «Королеве спорта» случаются с завидной регулярностью вне зависимости от гражданства провинившихся спортсменов.
Раньше, в 70-е и 80-е годы 20 столетия гремели скандалы с уличением спортсменов в применении запрещенных стероидов и анаболиков, которые чрезвычайно повышали выносливость в циклических видах спорта. Сначала спортсмены сдавали допинг-пробы после соревнований выборочно, и чем чаще проявлялись положительные результаты, тем больше соблазнов у руководителей антидопингового комитета было ввести обязательную процедуру сдачи теста. Так, в 90-е годы уже все призеры крупных соревнований в обязательном порядке после финиша сдавали мочу на допинг-тест. Антидопинговым лабораториям не составляло труда выявить запрещенные вещества у атлетов.
А сейчас в крови наших ходоков обнаружили отнюдь не стероиды и анаболики. Вот и удивляется изумленная общественность, услыхав про очередной допинговый скандал в легкой атлетике, что это за вещества такие, которые можно обнаружить спустя несколько лет? Запрещенная субстанция – разновидность генного допинга, который можно обнаружить, исследовав сведения биологического паспорта спортсмена. Вот почему мы говорили об извечной борьбе фармакологии и лабораторий. Медики разрабатывают все новые и новые формы запрещенных препаратов, а лаборатории пытаются их найти и обезвредить.
Видя, как новый допинговый скандал разгорается в российской легкой атлетике, изумленная общественность и пресса сразу вспомнили о неожиданном признании олимпийской чемпионки в беге на 800 метров Марии Савиновой. В документальном фильме, снятом в Германии, бегунья открыто призналась в использовании запрещенных препаратов. Кроме известной бегуньи, в фильме приняли участие и другие, менее знаменитые спортсмены, рассказавшие о хитросплетениях российского спорта высших достижений. Тогда российская легкая атлетика (допинг-скандал в ней в частности) рассматривалась немецкими авторами с точки зрения массового нарушения антидопингового кодекса, сплошь и рядом прикрытого российскими чиновниками. Так, по словам авторов фильма, чиновники разрешали дисквалифицированным спортсменам принимать участие в отдельных стартах. Рассказывалось, как власти разрешают во время срока дисквалификации присутствовать наказанным спортсменам на сборах, кроме того, оплачивают все расходы из казны. В фильме упоминалось о подтасовке некоторых результатов, ложных заявлениях первых лиц. А также о разрешении участвовать в спортивных структурах тем спортсменам, что в свое время попались на использовании допинга.
Допинговый скандал в легкой атлетике: чьи головы полетят в российском руководстве? Выходит, что с легкой руки чиновников бывшие «нечистые» спортсмены могут занимать руководящие должности или вовсе занимать тренерский пост? Если все это - правда, тогда становится предельно понятно, почему за скандалом с мордовскими ходоками последовали отставки глав федерации, но никак не Виктора Чегина. Валентин Балахничев (глава Всероссийской федерации легкой атлетики) добровольно сложил полномочия, также главный тренер легкоатлетической сборной Валентин Маслаков подал в отставку, не выдержав позора. Никто из вышестоящих чиновников не «попросил» с занимаемой должности тренера мордовских ходоков Виктора Чегина. Вероятно, он и дальше собирается взращивать новую плеяду талантливых звезд, только вот какими методами?
Таким образом, легкая атлетика (допинг-скандал сыграл не последнюю роль) обнажила проблемы высшего спортивного руководства, не способного повлиять на региональные федерации. Либо спортивные чиновники закрывают глаза на положение вещей. Кстати, Валентин Балахничев в свое время сетовал на то, как сложно ему как главе легкоатлетической федерации влиять на представителей регионов, фактически занимающихся самоуправством. Что ж, таковы реалии современного российского спорта, когда за медали высшего достоинства наши власти сулят спортсменам и их наставникам золотые горы. Чего не встречается в федерациях других стран, где призовые деньги порой являются чисто символическими, а главной статьей доходов спортсменов являются рекламные кампании.
Мало кто знает, что на счету тренера ходоков Виктора Чегина, помимо бесчисленных медалей высшей пробы, уже 24 дисквалифицированных за допинг атлета. Просто до сей поры чаще уличались представители так называемого второго эшелона, спортсмены на подходе к сборной. Новый допинг-скандал в легкой атлетике российских спортсменов в целом может поставить под угрозу. И если раньше единичные случаи с ходоками второго эшелона бросали тень чисто на российскую спортивную ходьбу, то запятнавшая себя в последнем скандале элита очерняет всю легкоатлетическую сферу России. Иностранные звезды спорта уже ратуют за отстранение российских легкоатлетов от всех международных соревнований. А Виктор Чегин тем временем, невзирая на запрет на приезд в качестве члена российской делегации на одно из крупнейших соревнований в Цюрихе, прибывает туда неформально. Кроме того, он беспрепятственно попадает к пунктам питания легкоатлетов.
Что же получили наши именитые ходоки в качестве наказания за применение запрещенных субстанций? Завершившая спортивную карьеру Ольга Каниськина, наряду с Кирдяпкиным и Бакулиным, получила 3 года и 2 месяца дисквалификации в связи с единичным случаем абнормальных проб. Валерий Борчин (также завершивший карьеру) отстранен от выступлений на 8 лет. А вот Владимир Канайкин отстранен от соревнований на пожизненный срок. У кого-то остались сомнения в том, насколько честна со своими поклонниками российская легкая атлетика? Допинг-скандал развенчал представления рядового обывателя о "чистоте" побед и соревновательной честности.