Сергей Карелов
Перепрошивка личности насильников путем VR-переноса в шкуру их жертв.
На приложенном видео по заданному таймкоду запускается сцена в виртуальной реальности (VR), предшествующая домашнему насилию. Все, как обычно и бывает: от наезда типа «посмотри на себя в зеркало, - выглядишь, как жирная корова» до эмоциональной накачки мужчины, готового вот-вот ударить (1).
Эта сцена из сентябрьского семинара испанского тюремного психолога Николаса Барнса, уже много лет разрабатывающего методы исправления психологии насильников путем помещения их в шкуру их собственных жертв.
Своей работой Барнс доказывает, что в ходе «исправительных VR-сеансов», мозг насильника:
1) подменяет его телесные ощущения на ощущения жертвы;
2) запускает осознание того, что тебя сейчас будут бить (а то и убивать);
3) включает эмоциональную накачку букета негативных эмоций (страх, обида …) со всеми положенными нейромедиаторными последствиями.
Если повторять «исправительный VR-сеанс» с определенной регулярностью, начинается как бы перепрошивка личности насильника. И с каждым разом он как бы становится все менее насильником из-за переноса в его личность ощущений страдания его жертв (2).
Однако, не смотря на наличие экспериментальных подтверждений того, что рецидивы насилия у прошедших VR-терапию почти втрое реже, чем без нее (эксперименты проводились в тюрьмах Испании, США и Южной Африки (3)), массовое внедрение VR-терапии в систему исправительных институтов сдерживалось. Не хватало теории, объясняющей «перепрошивку личности» насильника.
В этом году такая теория появилась. Было экспериментально доказано, что пребывание в шкуре жертвы перенастраивает реакции сети пассивного режима работы мозга на входные сигналы от эмоций (4). А это, в свою очередь, меняло ситуативное поведение потенциальных насильников.
Это открытие вдохновило правительства Франции и Финляндии (возможно, еще и Великобритания) начать годичный большой эксперимент - экспериментальные программы по корректировке поведения и психологии лиц, обвиненных в домашнем насилии (5).
Если правительства получат твердые подтверждения эффективности «исправительных VR-сеансов» для исправления поведения людей, последствия могут быть колоссальные.