Интервью для Ольги Владыко, TemplateMonster Russia


Ольга Владыко: «Пятница и очередное интервью с человеком открытым, оптимистичным и, как нам показалось, очень душевным. Сегодня у нас в гостях Дмитрий Сатин, ведущий юзабилити-специалист в России, общественный деятель, советник министра Минкомcвязи и просто образцово-показательный семьянин.

Известно, что на сегодняшний день ни один ВУЗ страны не выпускает специалистов по юзабилити. Ваша команда — это давно сформировавшийся костяк или молодым дарованиям в ней тоже есть место?

Поскольку юзабилити и user experience междисциплинарны, приходить в эту профессию могут из разных дисциплин.

Но из-за того, что в нашей работе очень много исследований (исследуем пользователей, их работу и жизнь, и тестируем с участием пользователей интерфейсы), в этой работе оказываются успешными психологи. И команда в UsabilityLab уже на две трети состоит из психологов.

Молодые дарования, конечно, могут приходить к нам, но должны будут пройти стажировку с последующей аттестацией на младшего специалиста.

Из-за того, что большинство состоявшихся специалистов на рынке не имеют систематического образования, они, по факту, не очень подходят команде со сформированной методологией работы. Для того, чтобы органично влиться в команду и методы работы, им нужно пройти через фазу «подмастерий», а «звёздам-самородкам» гордость не позволяет.

Чему в первую очередь обучаются люди, попавшие в юзабилити компанию? Каким базовым уровнем знаний они должны обладать?

Людей, пришедших в юзабилити-компанию, в первую учат методологии Human-centred Design. Росстандарт перевел этот термин как «Человеко-ориентированное проектирование».

Вы можете найти по этому названию записи моих недавних лекций.

Состояние юзабилити рынка в России сегодня?

Наши усилия по развитию рынка принесли много интересных плодов:

Почему государственные сервисы настолько востребованы среди разных групп пользователей? Об этом вы говорили в одном из своих выступлений.

Иногда, когда государство переводит взаимодействие с гражданами в электронный вид, нередко возникают пиковые ситуации, вызывающие повышенную (иногда, выше расчетной) нагрузку на сервисы. Так, например, произошло с записью ребенка в первый класс. У этой услуги есть сезонность – дата, с которой на порталах госуслуг начинают принимать заявления. Родители бросаются первыми заполнять формы заявлений, потому что боятся, чти их ребенок останется без образования, и вообще без будущего.

Конечно, это страхи и вызываемыми ими преувеличения. Государство гарантирует возможность получения детьми среднего образования.

С другой стороны, государство является хранителем огромных объёмов сведений. Такие сведения доступны пользователям, например, сервиса «Проверь своего контрагента», который развивает и поддерживает Федеральная Налоговая Служба.

Низкая эффективность сайтов связана только с отсутствием полной информации о потенциальных потребителях или же существуют и другие факторы?

Есть конечно, но незнание своего пользователя – основная причина провала.

При неправильном, неполном применении принципов Человеко-ориентированного проектирования проблемы могут случаться на каждом шагу.

Например, при переходе от исследования к дизайну. Дизайнер получает либо слишком много информации, в которой не может разобраться, либо не в том виде, в котором ему эта информация будет понятна.

Или на последних этапах – провели юзабилити-тестирование, а время на исправления ошибок по его результатам не предусмотрели. И продукт выпускается вместе с содержавшимися в нем проблемами. Хотя о них прекрасно знают, но сроки поджимают, и нужно торопиться.

Какому увлечению Дмитрий Сатин посвящает свое свободное время?

Своему загородному дому. Мы относительно недавно стали жить в Подмосковье, и для нас все в новинку.

Сейчас лето, пеку овощи. Много яблок, делаю яблочный сидр. По выходным готовлю жене капучино. И поражаю семью собственным приготовлением сушенного мяса по ковбойским рецептам.

У нас много детей, поэтому много вполне детских дел

Как много времени вы тратите на подготовку к выступлениям на конференциях?

Я стараюсь выстраивать отношения с организаторами конференций так, чтобы у меня была свобода выбора темы выступления. И примерно год говорю (в общем-то) об одном и том же, перерабатывая с разными аудиториями актуальные для себя вопросы.

Когда я начинаю для себя новую тему, на подготовку я трачу не столько время, сколько нервы. Я быстро готовлю презентации (главное, чтобы мысль была), а вот нервничаю (особенно утром перед первой презентацией темы) очень много.

Близкие люди смеются: «Ты столько сделал презентаций, лекций, семинаров, и при этом волнуешься как юнец».

Я не обижаюсь, потому что когда-то понял, что это мой индивидуальный способ мобилизовать себя, взвинтить, и привести себя в состояние, в котором ты начинаешь вести публику за собой, за ходом своей мысли.

Мотоцикл — мечта, которая реализовалась. Есть ли у вас еще желания, которые непременно хотелось бы воплотить в жизнь?

Да, покупка мотоцикла была исключительно эмоциональная.

Поскольку мне теперь за 40, то мои желания начинают в большей степени касаться моих детей. Они уже подходят к возрасту, когда формирование их личностей пойдет очень быстро. Нужно будет учить их быть мужчинами.

Хотя одно эгоистическое желание у меня есть, и оно ностальгического характера. В армии и в университете я играл на гитаре и пел в рок-группах.

Участвовать в команде очень затратно по времени, но очень хочется. А пока время от времени компенсирую отсутствие команды одиночным сочинительством в GarageBand’е

Работали ли вы над личностным брендом и каковы его преимущества? Как сильно отличается ваш корпоративный образ от персонального?

Нет, я не работал никогда над личным брендом, хотя многие уверены в обратном, что я этим постоянно занимаюсь.

Я закалился, продвигая бренд юзабилити в России. Я делал это единственно доступным мне способом – лично, потому что я не знал, как это можно сделать еще.

А потом я узнал, что это оказывается персональный маркетинг, и теперь мне предлагают прочитать лекции о том, как формировать личный бренд. А я не очень чувствую, как этому можно научить.

Я никогда не отделял бренд компании от своего. И это создало как свои преимущества, так и свои проблемы. Компания не должна быть настолько зависима от бренда её основателя.

Хорошо, что теперь это уже не так. Компания с конца прошлого года работает без меня. И команда показала, что может родить новых фронт-менов, и устойчиво развиваться без моего влияния.

У вас есть мигалка? 

Мигалка в метро или на мотоцикле?! 

Начав работать в Минкомсвязи, я стал снова пешеходом и пассажиром общественного транспорта. В Москве это лучшая гарантия быть на встрече вовремя.

А на машине я езжу за городом, где теперь стараюсь жить как можно больше и дольше.

Не мешает ли основная деятельность частной жизни? Не оцениваете ли вы внешний мир с точки зрения юзабилити? К примеру, это кресло удобно, а вот тот бантик у девочки немного кривоват.

Юзабилити не о креслах и не о бантиках. Юзабилити о психологии. И здесь много проблем. В наших городах и общественных местах очень плохо с навигацией. Мне трудно представить, как у нас могут жить иностранцы, если даже местным бывает нечеловечески трудно ориентироваться.

Позволю себе афоризм – если мы декларируем ориентацию на человека, то самому человеку нужно дать возможность как минимум сориентироваться

Сайты бывают разные — хорошие, плохие, удачные, неудачные. Что скажете о TemplateMonster Russia?

Его нужно лучше адаптировать к мобильным устройствам. Контента много, а разглядеть что-то с мобильного довольно трудно.