Итак, каковы же системные проблемы российской экономики?
В первую очередь, многовековая история сырьевого развития экономики укоренила в политической и деловой культуре непреодолимую склонность к образованию и поддержанию монополий. Госмонополии доминируют во всех хозяйственных сферах.
Из разговоров с частными предпринимателями я вынес понимание, что в этой стране почти каждый деловой человек в душе стремится стать в своей отрасли монополистом и закрепить за собой присущие монополисту привилегии. В принципе, ничего неестественного в этом желании нет, но в подлинно рыночной экономике эти правила формулирует правительство, а в случае России ее госкапитализм приводит к постоянным конфликтам интересов между регуляторами, ответственными за поддержание конкурентной среды, и промышленностью, управляемой тем же самым государством.
Планы правительства на текущий и 2011 годы свидетельствуют о желании возродить замороженный некоторое время назад процесс приватизации, и я надеюсь, что ответственные за это ведомства сделают все оперативно и успешно. Но я бы хотел добавить, что этот процесс должен подкрепляться разработкой жесткого антимонопольного законодательства, которое исключало бы банальный перевод государственных монополий в монополии частные.
Поскольку в традиционной сырьевой экономике во главу угла ставится массовая добыча и экспорт нефти, газа, зерна, других полезных ископаемых, а сосредоточение этого в одних руках облегчает и добычу, и реализацию, и распределение прибылей, совершенно естественно, что хозяином недр и прочих природных богатств всегда была небольшая властная верхушка. Отсюда и монополизация как форма политического управления экономической системой. Так было при царях, так было при коммунистах.
За годы перехода от чисто командной системы к псевдорыночной экономике госкапитализма в менталитете деловых людей России мало что изменилось: по-прежнему считается, что монополии – лучшая форма хозяйствования. К сожалению, государство недостаточно сделало для того, чтобы законодательно ограничить плодящиеся монополии и разъяснить лидерам бизнеса опасность монополизации.
Монополии, конечно, обеспечивают серьезную прибыль – правда, в ущерб деловой культуре и конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. Результат – избыточная готовность полагаться на монополистов в целом ряде отраслей по-прежнему весьма обособленных в экономическом смысле регионов России.
Отсюда и такая уникальная проблема страны, как моногорода. С этим сопряжены огромные риски, о которых знают и президент, и глава правительства. Практически нет такого региона, где бы не было хотя бы одного города, весь бюджет которого формируется из налогов единственного предприятия-монополиста. Да и в областных городах, где различных предприятий достаточно, слишком много компаний, монополизировавших свои сектора.
С этой опасностью для экономики нужно что-то делать, подходить к этому системно. Необходимо формирование нового бизнеса, чтобы регионы стали в экономическом смысле более диверсифицированными и конкурентоспособными.