В ходе приватизации 90-х многие стали хозяевами промышленных предприятий и использовали собственность в интересах личного обогащения. Купленные компании не получали должного объема инвестиций в развитие и модернизацию. Результатом стало их серьезное технологическое отставание вследствие инвестиционного голода последних двадцати лет.
Многие из владельцев в свое время были госдиректорами на этих предприятиях. Став частными собственниками, они продолжали «доить» ресурсы компаний, то есть, не слишком отступили от привычной практики.
Я оставлю в стороне моральную сторону вопроса. Новейшая история России – она такая, какая она есть. Но для жизни в условиях рыночной экономики этот аспект должен радикально измениться.
Нынешние хозяева компаний уже зачастую не те, что приватизировали эти предприятия. И вот им, новым, нужно понять, что купленные ими компании остро нуждаются в огромных инвестициях в НИОКР. Слишком уж долго деньги не вкладывались вообще.
Это тоже одна из системных проблем современной России, не менее болезненная, чем нехватка инвестиций от бизнес-ангелов. В любой инновационной экономике первый получатель всех преобразований и улучшений – это внутренний рынок. А мой российский опыт свидетельствует о том, что инноваторы нередко просто не видят в стране рынка для своих идей и убеждены, что коммерциализовать их можно только за границей.
Пора это менять. Индустриальные рынки России должны вырасти до уровня, когда они будут настоятельно требовать инноваций, и последние будут в первую очередь находить применение дома и лишь потом, когда технологии освоены здесь, выводиться на международные рынки.
Российские бизнесмены должны вкладываться в самих себя из личного интереса. Ведь если компания инвестирует в модернизацию, стоимость ее активов и рыночная капитализация растут.