Инвестирующий в стадию «посева» бизнес-ангел дает не так уж много: 10, 50, 100 тысяч долларов. Этого достаточно, чтобы подготовить прототип, разработать стратегию коммерциализации, оплатить оценку рынка и подготовить компанию к следующему этапу.

На стадии стартапа нужны уже более серьезные средства. Здесь речь может идти о комбинации бизнес-ангельских и фондовых инвестиций.

Если бизнес-ангел настраивается на горизонт прогнозирования в 10-20 лет, то венчурный инвестор заинтересован в сроке от пяти до десяти лет. Горизонт короче, чем на первой стадии, но все равно довольно обширен. Для него денежный мультипликатор, скорее всего, 10.

Для инвестиций в проект ранних стадий временной горизонт может составлять 4-6 лет при мультипликаторе 7. Это значит, что, вложив 1 млн долларов, вы ожидаете заработать 7 млн долларов.          

На стадии ускоренного развития риски существенно ниже. Компания уже доказала, что у нее есть пользующийся спросом продукт, рынок им интересуется, идет реклама, пр. Понятно, что горизонт ожидания для инвестора сокращается до трех, максимум шести лет. Мультипликатор может быть 5. Таким образом, при первоначальных 3 млн долларов инвестиций через максимум шесть лет ваша прибыль может составить 15 млн долларов.

Если рассмотреть стадию роста, то там временной горизонт не более пяти лет, а мультипликатор можно уменьшить до 4. Вложив в рост компании 10 млн долларов, по прошествии пяти лет вы можете ожидать прибыль в размере порядка 40 млн долларов.

Итак, вы видите, что суммы инвестиций растут, горизонты прогнозирования сужаются, вниз идут и мультипликаторы. Но из-за роста инвестиций итоговая прибыль значительно выше.

Реструктуризация, к примеру, может, занять от двух до четырех лет, при этом горизонт ожидания ниже, а объем требуемых денег, как правило, существенно больше: на масштабную корпоративную реструктуризацию уходит 30-50 млн долларов. Зато мультипликатор может быть не более 3.

На последней стадии, когда компания готовится к IPO, горизонт может быть и еще меньше, два года. Но не исключена проблема: компания, может, уже и готова к IPO, а вот рынок – нет. Причины могут быть разные: глобальный спад в экономике, инфляционные процессы; неэкономические факторы, например, война или пандемия. И рынок не в состоянии начинать IPO на международных площадках, таких как Лондон, Гонконг или Нью-Йорк. Поэтому для этой стадии необходимо промежуточное финансирование на период ожидания IPO, что-то похожее на переходное бридж-финансирование.

Оно краткосрочное, от года до трех лет. Рентабельность инвестиций низкая, риск высокий: ведь никто не знает точно, случится ли IPO через год, через два, или потребуется ждать еще дольше. По причине повышенного риска речь здесь идет об акционерном или квазиакционерном инвестировании, тем не менее, доходность все равно ожидается выше, чем от обычного банковского кредита.